Европейцам так свойственно приписывать себе все интеллектуальные достижения, что это уже стало притчей во языцех. Хотя первую энциклопедию написал, кажется и правда, святой Исидор Севильский, и она (по европейским меркам) была огромной, но ее значительно превзошла энциклопедия Юнлэ, появившаяся на свет в 15 веке в далеком Китае. Она насчитывала 11 000 (одиннадцать тысяч) томов, то есть, приблизительно 825 000 страниц, и была полным сводом знаний во всех областях науки, философии и религии, накопленных к тому времени в Китае. Для сравнения, современная Британская ЭнциклопЕдия содержит 32 000 страниц. Эта гигантская книга занимала объем около 40 кубических метров. Самым крупным недостатком издания был его маленький тираж – всего три экземпляра.
Ее составил по поручению императора Чжу Ди государственный секретарь Су Цзин. Его изображения история нам не оставила, а вот император Чжу Ди, который пришел к власти в результате военного переворота, в ней отметился весьма ярко. Его папа Чжу Юань чжан основал династию Мин и был полуграмотным крестьянином, захватившим трон в результате кровавой гражданской войны. Чжу Ди не был старшим сыном, потому наследником престола он не стал. Но отец высоко ценил его, и было за что – сынок оказался талантливым военачальником и дельным администратором. Но после смерти Чжу Юаня начались репрессии, и Чжу Ди организовал военный переворот, в результате которого захватил власть.
Вот с этого момента и начинается эпоха Юнлэ, в переводе с китайского «Вечного счастья». Новый император правил твердой рукой, крови не боялся, но и о культуре не забывал. По его приказу отправлялись океанские экспедиции, рылись каналы, возводились дворцы. Это по его проекту был построен «Запретный город» – императорский дворец в Пекине. Он же поручил своему госсекретарю составление бесценного свода знаний, которому дал имя своего правления. Поразительно, что первый «пилотный» экземпляр энциклопедии был готов через полтора года после старта.
В результате бесконечных войн и восстаний великий труд Су Цзина был почти полностью уничтожен. По всему миру разбросаны всего 400 оставшихся в целости томов. Китайцам удалось собрать примерно половину (64 из них подарил СССР). Они теперь хранятся, как величайшая ценность и служат предметом пристального изучения историков и философов.
Источник новости