Все самое интересное в нашем мире

самый большой линкор в мире

Линкоры типа "Yamato" — 2 + 2 единицы


"Yamato" KNY 4.11.1937 8.8.1940 12.1941 Погиб 7.4.1945
"Musashi" Mn 29.3.1938 1.11.1940 8.1942 Погиб 24.10.1944
"Shinano" YNY 4.5.1940 Достроен как авианосец (см. далее)
№111 KNY 7.11.1940 — Не достроен

Проектное 62 315/69 998 т, фактическое 63 200/72 810 т; 243,9/256(вл)/ 263x36,9x10,9 м; 4 ТЗА, 12 ПК, 150 000 л.с., 27,5 уз., 6300 т нефти, 7200 (16) миль. Броня: борт 410 мм, траверсы 300 мм, палуба 200 — 230 мм (главная), 35 — 50 мм (верхняя), рубка до 500 мм, башни до 650 мм, барбеты 545 мм. Эк. 2500 чел. 3 х 3 — 460-мм/45, 4x3 — 155-мм/60, 6x2 — 127-мм/40, 8x3 — 25-мм, 2x2 — 13,2-мм, 2 катапульты, 7 гидросамолетов.

Крупнейшие корабли Второй мировой войны и самые большие линко­ры в мире. История создания этих линкоров восходит к 1934 г., когда Япо­нией, покинувшей Лигу Наций, было принято принципиальное решение впредь игнорировать договоренности по ограничению морских вооруже­ний. Отказ от соблюдения 35 000-т договорного водоизмещения для лин­коров позволял японским конструкторам вернуться к идеям, положен­ным в основу кораблей программы "8 — 8": индивидуальное превос­ходство над любым линкором потенциального противника. При этом учитывался тот факт, что основной соперник на Тихом океане, США, при создании своих линкоров нового поколения будет вынужден ориентироваться на пропускную способность Панамского канала.
С 1934 по 1935 г. в Японии были подготовлены и рассмотрены 24 про­екта нового линкора (водоизмещение от 49 000 до 68 000 т, скорость от 24 до 31 уз., артиллерия ГК — 410- или 460-мм орудия). Уже к октябрю 1935 г. в общих чертах определились основные характеристики будуще­го "Yamato": 9 460-мм орудий, скорость 27 уз., комбинированная дизель/ паротурбинная ЭУ, броневая защита — от огня 457-мм орудий. При под­готовке детальных чертежей от идеи установки на корабли дизелей эко­номического хода отказались, поскольку замена столь крупных агрега­тов в случае необходимости будет сопряжена с большими трудностями. После внесения изменений, касающихся перехода на чисто паротурбин­ную ЭУ, проект был окончательно готов в марте 1937 г.
Корпус новых линкоров имел ряд интересных конструктивных реше­ний: носовой бульб, снижающий волновое сопротивление (это позволи­ло сэкономить около 15 000 л.с. мощности ЭУ); заметную седловатость палубы в районе носовых башен ГК.
460-мм артиллерия ГК размещалась в трех трехорудийных башнях, имевших самую толстую в истории мирового кораблестроения лобовую броню — 650 мм. Главный калибр дополняли 12 155-мм орудий в трех­орудийных башнях (ранее они стояли на крейсерах типа "Mogami") и 6 х 2 127-мм зениток.
Броневая защита проектировалась на обеспечение зоны неуязвимос­ти под огнем 457-мм орудий в диапазоне 20 000 — 30 000 м и способ­ность выдерживать попадание авиабомбы весом 1000 кг, сброшенной с высоты 15 000 футов (4572 м).
Главный пояс по ватерлинии толщиной 410 мм и высотой около 5,8 м имел наклон наружу 20°. Траверсы толщиной 300 мм (носовой) и 270 — 300 мм (кормовой) стояли также под углом 25°. К нижней кромке главно­го пояса примыкала броневая противоторпедная переборка, на протя­жении ЭУ опускающаяся до самого днища. Она также выполнялась на­клонной, но под меньшим углом — 15°. В своей верхней части броневая переборка имела толщину 270 мм (напротив погребов боезапаса) или 200 мм (напротив ЭУ), утоньшаясь к нижней кромке до 75 мм.
Горизонтальная защита состояла из главной палубы толщиной 200 — 230 мм, опирающейся на верхнюю кромку главного пояса. Ниже нее находилась тонкая (9 мм) противоосколочная палуба. Верхняя палу­ба толщиной 35 — 50 мм служила для взведения взрывателей бомб и, кроме того, защиты корпуса от повреждений при стрельбе собствен­ной артиллерии ГК.
Интересной особенностью стала 80-мм броневая палуба под погре­бами, предусмотренная для защиты от подводных взрывов.
Общий вес брони достигал 22 534 т.
Первые два корабля заказали в 1937 г. в рамках 3-й программы за­мещения флота, еще два — в 1939 г. по 4-й программе замещения флота. Работы на "Shinano" были остановлены в декабре 1941 г. при 50%-ной готовности. Впоследствии, чтобы освободить док, в котором линкор строился, работы возобновили, но велись очень медленно. После Мидуэя корабль было решено перестроить в авианосец (см. раздел "Авианосцы"). Постройку линкора со стапельным номером 111, находящегося в 30%-ной готовности по корпусу, остановили в ноябре 1941 г., в сентябре 1942 г. этот заказ был вообще отменен, а корпус разобран в 1942 — 1943 гг.
По программе 1942 г. предполагалось построить еще один корабль (известен как №797), однако до заказа дело не дошло.
Три последних корабля должны были несколько отличаться от "Yamato" и "Musashi". Толщина бортовой брони снижалась до 400 мм, главной палубы — до 190 мм. За счет этого на кораблях планирова­лось разместить более мощную зенитную батарею из восьми — деся­ти 100-мм спаренных установок.
Осенью 1943 г. для усиления зенитного вооружения с "Yamato" и "Musashi" сняли бортовые 155-мм башни, которые предполагалось за­менить на дополнительные 6x2 127-мм зениток. Такие установки уда­лось набрать только для "Yamato" (стало 12 х 2), а на "Musashi" на их месте временно установили дополнительные 25-мм автоматы. Число по­следних на кораблях постоянно увеличивалось: "Yamato" — 36 (1943 г.), 98 (апрель 1944 г.), 113 (июль 1944 г.), 150 (апрель 1945 г.); "Musashi" — 36 (1943 г.), 54 (начало 1944 г.), 115 (апрель 1944 г.) и 130 (июль 1944 г.).
"Musashi" 29.3.1944 поврежден торпедой амер. ПЛ "Tunny", ремонт до конца апреля. 24.10.1944 потоплен в море Сибуян амер. палубной авиа­цией (получил от 10 до 12 торпедных и 17 бомбовых попаданий).
"Yamato" 25.12.1943 поврежден торпедой амер. ПЛ "Skate", ремонт до середины апреля 1944 г. В ходе сражения в заливе Лейте 24 — 26.10.1944 поврежден амер. палубной авиацией (3 бомбовых попадания), ремонт до конца года. 19.3.1945 поврежден амер. авиабомбой. 7.4.1945 потоп­лен амер. палубной авиацией в 130 милях к юго-вост. от о. Кагосима (по­лучил от 11 до 13 торпедных и 8 бомбовых попаданий).

Линкоры типа "Nagato" — 2 единицы


"Nagato" KNY 28.8.1917 9.11.1919 11.1920 Затонул 29.7.1946
"Mutsu" YNY 1.6.1918 31.5.1920 11.1921 Погиб 8.6.1943

39 120 — 39 250/46 356 т; 221,1(вл)/224,9х33х9,5 м; 4 ТЗА, 10 ПК, 82 300 л.с., 25 уз., 5600 т нефти, 8560 (16) миль. Броня: борт 300 — 100 мм, траверсы 300 мм, палуба 127 мм (главная) + 50 (верхняя), рубка 370 мм, башни до 356 мм, барбеты 305 мм, казематы 102 — 152 мм. Эк. 1480 чел. 4x2 — 410-мм/45,18 х 1 — 140-мм/50,4 х 2 — 127-мм/40, 10x2 — 25-мм, 1 катапульта, 3 гидросамолета.

В ответ на принятую в США в 1916 г. амбициозную кораблестроитель­ную программу японский парламент утвердил так называемую програм­му "8 — 4", которую еще с 1914 г. пыталось провести руководство флота.
В соответствии с ней, в дополнение к уже готовым или находящимся в постройке кораблям типов "Kongo", "Fuso" и "Ise" предусматривалось по­строить еще четыре линкора. "Nagato" и "Mutsu" должны были стать первыми японскими линкорами не только построенными, но и полнос­тью спроектированными в Японии. На этих кораблях произошел пере­ход к калибру 410 мм. Эти орудия были разработаны в Японии в 1914 г. в ответ на появление в английском флоте 381-мм орудий, а также с уче­том слухов о работах в США над еще более тяжелыми артсистемами.
"Nagato" и "Mutsu" создавались в соответствии с концепцией быстро­ходного линкора, единственным воплощением которого в то время были английские корабли типа "Queen Elizabeth", что и предопределило неко­торое сходство этих кораблей, хотя конструктивно новые японские лин­коры "выросли" из типа "Ise" (так же, как английские — из дредноутов типа "Iron Duke").
Корпус, по сравнению с предшествующим типом, стал длиннее на 7,6 м и шире на 0,3 м. Отказ от средних башен позволил разместить на ко­рабле почти в два раза более мощную ЭУ, что увеличивало скорость хода, по сравнению с "Ise", на 3 уз. — до 26,5 уз.
Бронирование мало отличалось от схемы, принятой для линкоров предшествующих типов — пояс по ватерлинии наибольшей толщи­ной в районе погребов и машин в центральной части корпуса, утонча­ющийся в оконечностях до 100 мм. Поверх главного размещался вто­рой, более тонкий 152-мм пояс, закрывающий среднюю часть корпуса и служащий основанием каземата. Схема горизонтального брониро­вания в основном также повторяла применяемую ранее. В то же время существенным отличием стало появление дополнительной броневой палубы полубака толщиной 25 мм, служащей крышей каземата про­тивоминной артиллерии. Таким образом, суммарная толщина палуб­ной брони доходила до 145 мм (полубака — 25 мм, верхняя — 70 мм, главная — 50 мм).
Уже после закладки оба корабля перекочевали в программу "8 — 8", став первыми из предусмотренных к постройке восьми линкоров и вось­ми линейных крейсеров с артиллерией калибром не менее 410-мм. И последними — Вашингтонская конференция 1922 г. оставила ее реали­зацию. Причем и судьба "Mutsu" висела на волоске — уже готовый ко­рабль предлагалось сдать на слом, но японцам удалось его отстоять (в частности, одним из аргументов стало то, что часть средств на его постройку собрали школьники).
На протяжении первых 10 лет с момента ввода в строй оба корабля подвергались лишь незначительным переделкам, наиболее заметной из них стало изменение в 1924 г. формы носовой дымовой трубы, отогнутой
в сторону кормы для отвода горячих газов от надстройки. Кардинальную перестройку "Nagato" и "Mutsu" прошли в первой половине 1930-х гг.: пер­вый в 1933 — 1936 гг., второй — в 1934 — 1936 гг.
В ходе работ корабли получили бортовые противоторпедные були, уве­личившие ширину корпуса с 29 до 33 м. Для сохранения пропульсивного коэффициента на прежнем уровне длину корпуса увеличили за счет кормовой наделки. Полностью сменили ЭУ: вместо турбин с прямой пе­редачей установили ТЗА и 10 чисто нефтяных ПК. В отличие от своих предшественников, на которых подобная замена сопровождалась замет­ным повышением мощности и скорости, на "Nagato" и "Mutsu" мощность возросла очень незначительно, а скорость даже упала с 26,5 до 25 уз. Поскольку новые ПК занимали гораздо меньше места, от носовой дымо­вой трубы отказались.
Усиление бронирования коснулось в основном горизонтальной защи­ты. Толщина главной палубы над жизненно важными местами повыша­лась с 50 до 127 мм, а палубы полубака — с 25 до 50 мм. Усилили защи­ту барбетов. Общий вес брони увеличился с 10 396 до 13 032 т.
Главный калибр и противоминная артиллерия получили больший угол возвышения — до 43° и 35° соответственно. Два 140-мм орудия и все ТА были сняты. Устаревшие 80-мм/40 зенитки заменены на 4 х 2 127-мм/40 установки, дополненные 20 25-мм автоматами. Для запуска гидросамо­летов была смонтирована катапульта.
Стандартное водоизмещение после модернизации повысилось с 32 700 почти до 39 000 т.
До своей гибели в 1943 г. "Mutsu" не подвергался каким-либо пере­делкам, лишь несколько увеличилось число 25-мм автоматов.
В июне 1944 г. на "Nagato" сняли два 140-мм орудия, а число 25-мм автоматов увеличили до 68, к октябрю их количество достигло 98.
На "Mutsu" 8.6.1943 в Хиросимском заливе произошел взрыв погре­бов кормовых башен. Основной причиной взрыва, повлекшей за собой гибель корабля, часто указывают халатность экипажа.
"Nagato" в ходе боя в море Сибуян 24.10.1944 получил попадания трех бомб, выведших из строя башню ГК. На следующий день поврежден еще двумя бомбами. Частично отремонтирован в Йокосуке в начале 1945 г. Единственный японский линкор, доставшийся победителям. 20.9.1945 передан США. Использовался при испытаниях атомного оружия на атолле Бикини. 25.7.1946 тяжело поврежден взрывом бомбы с эквивалентом 40 килотонн, произошедшим в 1 км от корабля. Спустя 4 дня затонул.

Линкоры типа "Ise" — 2 единицы



"Ise" KDY 10.5.1915 12.11.1916 15.12.1917 Погиб 28.7.1945
"Hyuga" Mn 6.5.1915 27.1.1917 30.4.1918 Погиб 28.7.1945

35 900 ("Ise") и 36 000 ("Hyuga")/40 169 т; 213,4(вл)/215,8x31,6x9,5 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 81 000 л.с., 25,3 — 25,6 уз., 5313 т (наибольший) нефти, 7870 (16) миль. Броня: борт 305 — 89 мм, траверсы 305 мм, палуба 97 мм (главная) + 51 (верхняя), рубка 350 мм, башни до 305 мм, барбеты 203 — 292 мм, казематы 152 мм. Эк. 1376 чел. 6x2 — 356-мм/45, 16x1 — 140-мм/50, 4 х 2 — 127-мм/40, 10 х 2 — 25-мм, 1 катапульта, 3 гидросамолета.

"Ise" и "Hyuga" строились по программе 1912 г. Первоначально пред­полагалось, что они станут повторением типа "Fuso", однако в процес­се проектирования в чертежи было внесено большое количество изме­нений, учитывающих как опыт постройки линкоров программы 1911 г., так и новые требования руководства флота. Главным отличием новых линкоров стало иное взаимное расположение башен ГК №3 и №4 и котельных отделений в средней части корпуса — башню №3, ранее за­жатую между двух групп котлов, переместили в сторону кормы, а все котельные отделения сгруппировали вместе, сдвинув в сторону носо­вой оконечности. Обе средние башни теперь удалось поставить рядом линейно-возвышенно (№3 поверх №4). Подобное расположение артил­лерии упростило управление огнем. Другим важным новшеством стал переход на противоминные орудия нового калибра — 140 мм. Помимо более легкого и удобного в обращении снаряда, сами установки веси­ли меньше, чем 152-мм, что позволило увеличить число орудий проти­воминного калибра с 16 до 20.
Схема бронирования не претерпела сколько-нибудь существенных изменений, за исключением некоторого увеличения протяженности 305-мм части пояса по ватерлинии за счет снижения его толщины в оконечнос­тях и увеличения толщины барбетов. Кроме того, главная броневая палуба получила скосы, примыкающие к нижней кромке броневого по­яса. Как и на "Fuso", ЭУ состояла из четырех турбин с прямой передачей и 24 ПК со смешанным отоплением, но вследствие их несколько боль­шей паропроизводительности мощность удалось повысить с 40 000 до 45 000 л.с. Это, а также некоторый рост длины корпуса (из-за перерас­пределения КО) привело к увеличению скорости до 23,5 уз. Несмотря на все нововведения водоизмещение возросло всего на 600 т (стандарт­ное: у типа "Fuso" — 29 326 т; у типа "Ise" — 29 990 т).
Как и их предшественников, "Ise" и "Hyuga" после выполнения програм­мы "8 — 8" предполагалось вывести из состава флота, но решения Ва­шингтонской конференции 1922 г. изменили эти планы. Вопрос о модер­низации кораблей поднимался еще в середине 1920-х гг., однако до сере­дины следующего десятилетия на обоих линкорах каких-либо капитальных работ не проводилось. В 1930 —1931 гг. увеличили размеры носовой тре­ногой надстройки, разместив на ней ряд дополнительных платформ. Од­новременно котлы перевели на жидкое топливо. В 1933 г. на обоих кораб­лях смонтировали катапульту для запуска гидросамолетов.
Кардинальная реконструкция этих линкоров началась в середине 1930-х гг. ("Ise" — с 1934 по 1936 г., "Hyuga" — с 1935 по 1937 г.). Корпус удлинили за счет кормовой наделки на 7,6 м, установили бортовые були противоторпедной защиты (ширина возросла с 28,7 до 31,6 м). ЭУ полнос­тью заменили, смонтировав четыре ТЗА мощностью свыше 80 000 л.с., пар для которых вырабатывали 8 ПК. Будучи почти в два раза мощнее, новая ЭУ была легче и занимала меньше места, что позволило отка­заться от носовой дымовой трубы.
Угол возвышения орудий ГК увеличили до 33°. Число 140-мм/50 ору­дий сократили до 16. 80-мм зенитки заменили на 4 х 2 127-мм/40 уста­новки. Их дополняли 40-мм/40 "пом-помы" и 13,2-мм пулеметы, вместо которых, однако, вскоре установили 10 спаренных 25-мм автоматов. Кро­ме того, были сняты все ТА.
Палубное бронирование в ходе модернизации было значительно уси­лено — толщина главной палубы над ЭУ и погребами достигла 97 мм, а верхней — до 51 мм. К тому же основание дымовой трубы защищалось 229-мм броней. Общий вес брони увеличился с 9525 т до 12 644 т.
После модернизации стандартное водоизмещение приблизилось к 36 000 т, однако возросшая мощность ЭУ и удлинение корпуса позволили даже повысить скорость хода до 25,3 уз., более чем на 1,5 уз.
В 1943 г. началась перестройка обоих линкоров в весьма экзотические корабли, не имевшие аналогов ни в одном флоте мира, — линкоры-авиа­носцы. Появление столь необычного проекта, как правило, объясняется тяжелыми потерями в авианосцах, понесенным Японией у Мидуэя.
В соответствии с проектом кормовые башни ГК №5 и №6 снимались, а все пространство в корму от надстройки занимал ангар длиной 60 м, где могли помещаться до 10 самолетов. Поверх ангара оборудовалась короткая палуба, связанная с ним лифтом. Сама палуба была слишком короткой не только для посадки самолетов, но и для запуска и служила для базирования еще 12 машин и обслуживания авиатехники. Запуск про­изводился с помощью двух катапульт.
Угол возвышения орудий в оставшихся четырех башнях был дове­ден до 43°. Всю вспомогательную артиллерию сняли, заменив на 8 х 2 127-мм/40 установок, число 25-мм автоматов возросло до 57. Запас топлива сократился до 4249 т, часть освободившегося объема пошла на размещение авиабензина. За счет свеса "полетной" палубы в корме наибольшая длина корабля возросла до 219,6 м. Водоизмещение не­сколько снизилось — до 35 350/38 670 т.
Первоначально на роль "палубного" самолета предназначался колес­ный пикирующий бомбардировщик D4Y3 "Suisei". He очень понятно, куда предполагалось сажать авиагруппу после выполнения задания. Вряд ли предусматривалась тактика камикадзе — проект зародился во второй половине 1942 г., когда единичные самоубийственные атаки носили спон­танный характер и ни о каком планировании подобных действий, а тем более постройке специальных кораблей для этих целей речи быть не могло. Скорее всего, таким путем японцы пытались увеличить число "взлетных площадок", сажая запущенные с "Ise" и "Hyuga" самолеты на полноценные авианосцы. Из-за нехватки D4Y3 "Suisei" на линкоры-авиа­носцы они так и не поступили, а оба корабля переориентировали на ба­зирование на них такого же числа гидросамолетов разведчиков — пики­рующих бомбардировщиков Е-16А1. Однако, попали ли эти самолеты на корабли — не известно (по крайней мере, для "Hyuga" авиагруппа так и не была сформирована).
В июне 1944 г. число 25-мм автоматов увеличили до 108 (31 х 3 и 15 х 1). В сентябре на обоих кораблях установлены по 6 х 28 120-мм НУРС, в начале следующего месяца сняты обе катапульты, так как авиагрупп на борту в ближайшем будущем не предвиделось.
В ходе сражения в заливе Лейте 25.10.1944 корабли получили легкие повреждения: "Ise" — от многочисленных близких разрывов, "Hyuga" — от прямого попадания бомбы в корму.
Оба корабля с февраля 1945 г. находились в Куре, обеспечивая ПВО базы. "Ise" 13 марта и "Hyuga" 19 марта повреждены амер. палубной авиацией, после чего уже не ремонтировались. 24 июля вновь повреждены амер. па­лубной авиацией, "Hyuga" сел кормой на фунт. Во время налета 28 июля оба линкора получили новые бомбовые попадания и затонули на мелководье.

Линейные корабли типа "Fuso" — 2 единицы



"Fuso" KNY 11.3.1912 28.3.1914 11.1915 Погиб 25.10.1944
"Yamashiro" YNY 20.11.1913 3.11.1915 3.1917 Погиб 25.10.1944

34 700/39 154 т; 210(вл)/212,8х30,6х9,7 м; 4 ТЗА, 6 ПК, 75 000 л.с., 24,7 уз., 5100 т нефти (наибольший), 8000 (16) миль. Броня: борт 305 — 102 мм, траверсы 305 мм, палуба 97 мм (главная) + 32 — 51 (верхняя), рубка 350 мм, башни до 305 мм, барбеты 203 мм, казематы 152 мм. Эк. 1400 чел. 6x2 — 356-мм/45, 14x1 — 152-мм/50, 4x2 — 127-мм/40, 10x2 — 25-мм, 1 катапульта, 3 гидросамолета.

"Fuso" и "Yamashiro" строились по программе 1911 г. Проект был создан на основе полученных из Англии чертежей строящегося там для японского флота линейного крейсера "Kongo". При этом японские конструкторы существенно переработали их в соответствии с господ­ствовавшей накануне Первой мировой войны точкой зрения, что лин­кор за счет меньшей, по сравнению с линейным крейсером, скорости хода должен иметь более мощное вооружение и бронирование. Умень­шив мощность ЭУ, по сравнению с прототипом, более чем на треть (с 64 000 до 40 000 л.с.) и выполнив корпус короче и шире, удалось повысить число орудий ГК с 8 до 12 и существенно усилить бронирова­ние, доведя толщину пояса по ватерлинии и башен ГК до 305 мм (по сравнению с 203 — 229 мм на "Kongo").
Схема бронирования повторяла принятую на первых японских дред­ноутах. 305-мм пояс по ватерлинии, утончающийся к нижней кромке до 102 мм, защищал ЭУ и погреба. В оконечностях его толщина по­следовательно снижалась сперва до 203, а затем и до 102 мм. Поверх главного пояса в средней части корпуса тянулся 203-мм пояс, поверх которого борт защищала 152-мм броня каземата. Общий вес брони составлял 8588 т, на 2000 т больше, чем на прототипе.
Вооружение состояло из 12 356-мм орудий (той же модели, что и на линейных крейсерах), размещенных в шести двухорудийных баш­нях, из которых две помещались в диаметральной плоскости в цент­ральной части корпуса и имели ограниченные углы обстрела. ГК до­полняли 16 152-мм орудий противоминного калибра в казематах и 6 подводных 533-мм ТА.
Хотя на момент вступления в строй линкоры типа "Fuso" являлись круп­нейшими военными кораблями в мире, спустя всего несколько лет, пос­ле принятия программы "8 — 8" их признали устаревшими и наметили к выводу из состава флота к 1928 г. От этой участи их спасла Вашингтон­ская конференция 1922 г., согласно решениям которой была прекращена реализация программы "8 — 8" и объявлены "линкорные каникулы", а ценность имеющихся в строю линкоров многократно повысилась.
В 1927 — 1928 гг. оба линкора прошли первую модернизацию. Раз­меры носовой надстройки были увеличены, и своими очертаниями она стала напоминать пагоду, котлы перевели со смешанного на чисто нефтяное отопление. Появились 6 зенитных 80-мм/40 орудий.
В 1930 — 1933 гг. "Fuso" подвергся второй, более обширной модер­низации. Старая ЭУ (4 ПТУ, 24 ПК, 40 000 л.с.) была заменена на го­раздо более мощную (4 ТЗА, 6 ПК, 75 000 л.с.). Несмотря на это она оказалась почти на 2000 т легче и занимала меньше места, что поз­волило отказаться от первой дымовой трубы. Выигрыш веса пошел на усиление палубной брони и дополнительной защиты ЭУ. Улучше­ние противоторпедной защиты было достигнуто за счет установки бор­товых булей, повысивших ширину корпуса с 28,7 до 30,6 м. Для ком­пенсации возросшей ширины корпус удлинили в кормовой оконечно­сти на 7,6 м, что с учетом ЭУ большей мощностью позволило повысить скорость с 23 до 24,8 уз.
Угол возвышения орудий ГК был увеличен до 43° и 2-го калибра — до 30°. Число 152-мм орудий сокращено до 14, сняты все ТА. 80-мм зенит­ные орудия заменены четырьмя спаренными 127-мм/40 установками, которые дополнялись 8x2 25-мм автоматами. На крыше третьей баш­ни смонтировали катапульту.
За счет ликвидации первой дымовой трубы носовая надстройка была существенно перестроена, число вертикальных опор возросло с трех до семи.
"Yamashiro" модернизировался с 1930 по 1935 г. в том же объеме, единственным существенным отличием стало иное расположение третьей башни ГК — из-за больших размеров носовой надстройки ее пришлось развернуть в сторону кормы, в то время как на "Fuso" она смотрела в нос. Кроме того, катапульта на "Yamashiro" размещалась на квартердеке.
Незадолго до начала войны число 25-мм автоматов возросло до 20.
В годы войны до своей гибели оба корабля не претерпели каких-либо изменений в составе вооружения, лишь в 1944 г. число 25-мм автоматов увеличилось до 37 стволов. В начале 1944 г. имелись пла­ны переоборудования их аналогично кораблям типа "Ise" в носители гидросамолетов, однако летом того же года от этой идеи отказались.
Оба линкора были потоплены в ночном бою в проливе Суригао 25.10.1944. "Fuso" получил попадание двух торпед с амер. ЭМ, взор­вался и переломился на две части, которые еще некоторое время на­ходились на плаву. "Yamashiro" получил попадания четырех торпед с амер. ЭМ и большого числа 356-мм и 406-мм снарядов с амер. ЛК.

Линейные крейсера типа "Kongo" — 4 единицы


"Kongo" VA 17.1.1911 18.5.1912 8.1913 Погиб 21.11.1944
"Hiei" YNY 4.11.1911 21.11.1912 11.1914 Погиб 13.11.1942
"Kirishima" Mn 17.3.1912 1.12.1913 4.1915 Погиб 15.11.1942
"Haruna" KDY 16.3.1912 14.12.1913 4.1915 Погиб 28.7.1945

31 720 ("Kongo"), 32 350 ("Hiei"), 31 980 ("Kirishima") и 32 156 ("Haruna")/38 200 — 38 900 т; 219,5(вл)/222,5х29,3х9,7 м; 4 ТЗА, 8 ("Kongo" и "Kirishima") или 11 ("Hiei" и "Haruna") ПК, 136 000 л.с., 30,3 уз., 6330 т нефти, 10 000 (18) миль. Броня: борт 203 — 76 мм, траверсы до 203 мм, палуба до 80 — 120 мм (над ЭУ и погребами), башни до 229 мм, барбеты 229 мм, казематы 152 мм. Эк. 1437 чел. 4 х 2 — 356-мм/45,14 х 1 — 152-мм/60, 4x2 — 127-мм/40, 10x2 — 25-мм, 1 катапульта, 3 гидросамолета.

История создания кораблей типа "Kongo" восходит к 1909 г., когда был подготовлен проект 19 000-т линейного крейсера с 305-мм артиллерией ГК. Хотя средства уже были выделены, проект так и остался нереализо­ванным, поскольку из Англии поступили сведения о начале постройки линейных крейсеров — "сверхдредноутов" типа "Lion", вооруженных 343-мм орудиями ГК. Не желая оказаться в роли отстающих, японские конст­рукторы приступили к кардинальной переработке проекта своего кораб­ля, однако отсутствие достаточного опыта вынудило обратиться к англи­чанам за технической помощью. Этому способствовал заключенный еще в 1902 г. союзный договор между Японией и Англией. Ведущие британ­ские верфи проявили большую заинтересованность в сотрудничестве, поскольку было очевидно, что постройка столь крупного корабля в Япо­нии пока неосуществима и заказ на строительство достанется разработ­чику проекта. Японцы отдали предпочтение фирме "Виккерс", с которой в октябре 1910 г. и подписали контракт.
Отправной точкой при проектировании "Kongo" послужил "Lion", про­ект которого существенно переработали в Морском техническом де­партаменте Японии. Итогом совместных усилий заказчика и строителя стал наиболее совершенный (в соответствии с господствовавшими тогда взглядами) линейный крейсер в мире. Вслед за головным кораблем, строившимся в Англии, в Японии заложили еще три единицы. При по­стройке первого из них, "Hiei", около 30% материалов и оборудования заказали за границей, а для двух последних использовались только оте­чественные материалы.
Корпус "Kongo", по сравнению с "Lion", стал на 1,7 м шире, что поз­волило добиться более рационального расположения ЭУ и артилле­рии ГК — орудийную башню №3 переместили из средней части кор­пуса в корму, поменяв местами с кормовой группой котлов (на "Lion" она была зажата с двух сторон котельными отделениями). Это обес­печило гораздо более выгодные углы обстрела. Кроме иного расположе­ния, ЭУ принципиально не отличалась от использовавшейся на "Lion" — четырехвальная паротурбинная установка мощностью 64 000 л.с., пар для которой вырабатывали 36 котлов со смешанным отоплением. Контракт­ные 27,5 уз. были подтверждены на испытаниях, причем мощность доходила до 82 000 л.с.
По вооружению "Kongo" превзошел прототип, так как японцы заказа­ли орудия еще более мощные, чем английские 343-мм, так сказать "на вырост", их разработала фирма "Виккерс". Увеличился и калибр проти­воминной артиллерии — с 102 до 152 мм. 16 таких орудий разместили в казематах. Число подводных ТА возросло с двух до восьми.
Вертикальное бронирование, по сравнению с прототипом, было не­сколько ослаблено: пояс по ватерлинии стал тоньше — 203 против 229 мм. В оконечностях он составлял 76 мм. Поверх главного пояса борт защищала 152-мм броня. Более тонкое вертикальное бронирование в то время признавалось японцами оправданным, поскольку ожидалось увеличение дистанции боя и, как следствие, более отвесное падение снарядов.
Вскоре после окончания Первой мировой войны на кораблях появи­лись зенитные 80-мм/40 орудия: от четырех до семи на корабль.
Отказ от реализации программы "8 — 8" вызвал необходимость модер­низации находящихся в строю линейных крейсеров. В 1924 — 1927 гг. на всех кораблях типа "Kongo" повысили угол возвышения орудий ГК с 25° до 33° и увеличили размеры носовой надстройки.
Более серьезной переделке подверглись в 1927 — 1931 гг. "Kongo", "Kirishima" и "Haruna", в основном с целью усиления горизонтального бронирования и противоторпедной защиты. Палуба над жизненно важ­ными частями доводилась до 80 мм (над ЭУ) и 120 мм (над погреба­ми). Считалось, что это обеспечит кораблям зону свободного маневри­рования под огнем 356-мм орудий в диапазоне 20 000 — 25 000 м. По­мимо этого, усиливалось бронирование крыши башен и барбетов. Вес дополнительной брони составил около 3600 т. Установка противотор­педных булей (по проекту обеспечивавших защиту от торпед с заря­дом 200 кг) привела к увеличению ширины корпуса с 28 до 29 м. При этом пришлось снять четыре из восьми подводных ТА. Хотя мощность ЭУ осталась прежней, ее состав претерпел существенные изменения — вместо 36 старых паровых котлов со смешанным отоплением уста­новили 10 (на "Haruna" — 16) большей паропроизводительности, часть из них имела смешанное, а часть — чисто нефтяное отопление. Умень­шение числа ПК позволило ликвидировать носовое котельное отделе­ние и сократить количество дымовых труб. Изменился и запас топли­ва: емкость нефтяных бункеров повысилась с 1000 до 3229 т, а уголь­ных снизилась с 4200 до 2661 т. В плане вооружения наиболее важным стало доведение угла возвышения орудий ГК до 43°, что увеличивало дальность стрельбы с 29 000 до 33 000 м.
В итоге модернизации стандартное водоизмещение возросло с 26 330 до 29 330 т, а скорость снизилась до 25,9 — 26 уз.
"Hiei" также подвергся перестройке, однако совсем по иной причине. Согласно решениям Вашингтонской конференции, число японских лин­коров к 1930 г. должно было сократиться до девяти. В отношении деся­того корабля существовало два возможных варианта: либо отправить его на слом, либо перестроить в учебно-артиллерийский корабль с со­кращенным составом вооружения и снятой вертикальной броней. Эко­номные японцы выбрали второй вариант. С "Hiei" сняли кормовую баш­ню ГК, поясную броню, число ПК сократили с 36 до 11 (мощность ЭУ из-за снижения паропроизводительности упала до 13 800 л.с., а скорость — до 18 уз.). Стандартное водоизмещение учебно-артиллерийского корабля составило 19 500 т, осадка — 6,3 м.
В 1932 — 1933 гг. на "Kongo", "Kirishima" и "Haruna" на надстройке над МО, между башнями ГК №3 и №4, смонтировали катапульту для запуска гидросамолетов. Тогда же существенно усилили зенитное вооружение, заменив устаревшие 80-мм/40 орудия на четыре спаренные 127-мм/40 установки, четыре 40-мм/40 "пом-пома" и четыре 13,2-мм пулемета.
Лондонская конференция 1930 г. продлила "линкорные каникулы" еще на 6 лет, после чего перед руководством японского флота встал вопрос об очередной модернизации линейных крейсеров. Основной упор был сделан на повышение скорости, для чего старую ЭУ полностью демон­тировали, заменив гораздо более мощной (136 000 вместо 64 000 л.с.). При этом в ее состав включили ТЗА вместо ранее стоявших турбин с прямой передачей, что существенно повлияло на экономичность. Ста­рые котлы со смешанным отоплением заменили на 8 — 11 (в зависимо­сти от корабля) чисто нефтяных. Помимо замены ЭУ, для повышения скорости японские конструкторы попытались увеличить пропульсивный коэффициент, для чего кормовую оконечность нарастили на 7,6 м (наи­большая длина возросла до 222,5 м). Благодаря этим ухищрениям пред­полагалось обеспечить скорость в 30,5 уз.
В результате дополнительной установки 419 т брони общий вес бро­нирования составил 10 732 т; в основном она пошла на усиление защи­ты барбетов. Угол возвышения орудий 2-го калибра увеличили с 15° до 30°, а их число сократили до 14. 40-мм "пом-помы" и 13,2-мм пулеметы были заменены на 10 спаренных 25-мм автоматов.
Работы на кораблях проводились с 1933 по 1940 г.: "Haruna" (1933 — 1934 г.), "Kirishima" (1934 — 1936 г.), "Kongo" (1935 — 1937 г.) и "Hiei" (1936 — 1940 г.). Последний перестраивался из учебно-артиллерийско­го корабля (см. выше) и после модернизации имел ряд внешних отли­чий, в частности, его надстройка имела иную конфигурацию, по сравне­нию с остальными кораблями этого типа.
"Kirishima" и "Hiei" до момента своей гибели в 1942 г. не претерпе­ли каких-либо изменений. В начале 1943 г. на "Kongo" и "Haruna" про­ведено усиление зенитного вооружения. На них дополнительно уста­новили по 2 х 2 127-мм/40 установки (всего стало 6 х 2), число 25-мм автоматов довели до 34 (17 х 2). Для компенсации веса с кораблей сняли по 6 152-мм орудий. Летом 1944 г. на обоих кораблях значи­тельно увеличили число 25-мм автоматов — до 94 на "Kongo" и до 100 на "Haruna". Последний к лету 1945 г. имел 117 таких автоматов (30x3, 2x2 и 23x1).
"Hiei" в ночном бою у о. Саво с 12 на 13.11.1942 (первый бой у Гуадалканала) тяжело поврежден артогнем амер. KPT "San Francisco", "Portland" и ЭМ (около 85 попаданий снарядов разных калибров, в том числе око­ло 50 — калибром 203 мм). При отходе днем атакован амер. авиацией и получил новые повреждения (4 бомбы и 4 торпеды), потерял ход и за­топлен кораблями эскорта.
"Kirishima" в ночном бою у о. Саво с 12 на 13.11.1942 легко поврежден 203-мм снарядом. В ночь с 14 на 15.11.1942 (второй бой у Гуадалканала) тяжело поврежден артогнем амер. ЛК "Washington" и "South Dakota" (по­лучил попадания девяти 406-мм и около 40 127-мм снарядов с близкой дистанции). Утром затонул неподалеку от о. Саво.
"Kongo" 21.11.1944 при переходе в Японию торпедирован в северной части Формозского пролива амер. ПЛ "Sealion" (по разным версиям, по­пало от одной до трех торпед). Через два часа взорвался и затонул.
"Haruna" 13.6.1944 поврежден амер. палубной авиацией (2 прямых бомбовых попадания в корму, 2 близких разрыва). 24 и 28.7.1945 во время налетов амер. палубной авиации на Куре получил соответствен­но 3 и 9 прямых попаданий и затонул на мелководье. После войны поднят и сдан на слом.

Источник новости