В одном из университетов США однажды увидел необычный плакат. Некоторое время смысл того, что написано на нем был непонятен. Там были такие строки: «Не пиши лишнего, ибо слово может убить». Чтобы разобраться в ситуации, дам некоторые уточнения. Я посещал факультет словесности и журналистики. Посетил для интереса несколько занятий. Американские профессоры заметно отличаются от нашего понимания профессора. Лекцию вел молодой человек, примерно тридцати лет (мне тогда было столько же). Одет лектор был в стиле хиппи, только лучше подстрижен и немного причесан.
Тема лекции: «Перо журналиста – самое сильное оружие на свете». Это был театр одного актера, того лектора, стоящего на небольшой трибуне. Через минуту-другую перестал обращать внимание на его неординарную внешность, слово завораживало. Дословно всю лекцию приводить нет смысла, хотя почти каждое произнесённое слово отпечаталось и осталось в памяти на всю жизнь. Позволю привести только основные выдержки.
«… Кто формирует общественное мнение? Прежде всего, за общественное мнение ответственны средства массовой информации, именно они могут поднять личность над обществом. Если СМИ захотят, то они создадут любой личности и «черный» имидж, она станет непривлекательной. От такого человека отвернутся. Легко бросить грязь на ту или иную идею. Легче бросить, чем потом отмыть. Поэтому предъявляя обвинение в том или ином неблаговидном поступке или действии, задумайтесь. Задумайтесь о том, правы ли вы в своих суждениях, все ли аргументы и факты вы рассмотрели? Как вы можете оправдать действия вашего «героя»? Если есть оправдания, то рассмотрите и их …». Лектор говорил о силе пера, что оно может перевернуть экономику целого государства, говорил и том, что небольшая публикация в маленькой газетенке может привести к войне между самыми мощными государствами на планете.
К чему было это? В тот период во всем мире разразился мощный энергетический кризис, явных причин которому на самом деле не было. Все началось из-за статистического отчета, который решили осветить в прессе. Только в этом отчете были поставлены акценты так, словно весь мир стоит на грани энергетической смерти. Статья была бомбой. Только заряд в этой бомбе был явно надуман. По сути, все дело сводилось к тому, что несколько нефтяных компаний сворачивают свою деятельность на территории США и начинают освоение шельфа за рубежом. В результате прекращения добычи нефти в Канзасе этими компаниями, сокращаются поставки нефти именно ими. Но не было сказано, что сами скважины продолжают вырабатывать нефть, но уже под именами других нефтяных компаний – их просто продали. Производство нефти не только падает, а наоборот будет расти. Только акцент на рост сделан не был.
Эту информацию подхватили в других изданиях. Без проверки фактов начался ажиотаж по снижению уровня добычи нефти. Появились прогнозы, что цены будут сказочно расти, напугали население страны тем, что скоро наступит день, когда ни один из сорока миллионов автомобилей не сможет сдвинуться с места из-за отсутствия топлива.
Одна публикация вызвала широкий резонанс. На заправках появились очереди (в США очереди такая редкость, что они сразу привлекают внимание). В журналах и газетах стали показывать видео сюжеты с заправок, где автовладельцы скупают топливо и запасают его на неопределенное время. Заправочные станции сыграли на повышение, цены выросли на 5, а потом и на 15 %. Народ словно сошел с ума. Жители запугивали друг друга. Этот испуг позволил нефтедобывающим компаниям получить неожиданные прибыли.
Неумолимая американская статистика подсчитала, что в этот период от инсультов и инфарктов умерли людей значительно больше, чем в докризисный период. Что же произошло дальше? А дальше те же нефтяные компании получили громадный спад в продажах. На авторынке появились японцы со своими сверхэкономичными автомобилями. Показатели расхода топлива японцев почти в два раза ниже, чем традиционных мощных американских Фордов и Крайслеров.
Японцы заполонили рынок дешевыми автомобилями, потребляющими минимум топлива на максимум пробега. В течение года американцы приобрели более полутора миллионов новых экономичных автомобилей. Сами американские заводы в Детройте срочно наладили выпуск экономичных авто, которых продали еще пару миллионов. Потребление топлива сократилось на 30 %. Нефтяные компании понесли громадные потери из-за снижения спроса. Цены на топливо упали на 10 % по сравнению с докризисными, но спрос все равно не увеличивался.
Одна публикация менее чем за год изменила отношение к традиционному американскому автомобилю, на год свернула все программы по освоению новых нефтяных месторождений. Более миллиона граждан остались без работы. Удар от статьи оказался сравним по действию с взрывом атомной бомбы.
После лекции я по-новому взглянул на плакат, висевший около лекционного зала. Тогда мне стал понятен глубокий смысл слов, заложенный в них. Слово журналиста или любого пишущего человека может стать самым мощным оружием в мире.
Источник новости