Ульмский собор – самая высокая церковь в мире. Именно из уважения к размерам её называют собором, хотя формально собором она не является, Ульмская церковь никогда не была резиденцией епископа. Ульмский собор – один из классических образцов церковной готической архитектуры. Правда, в эпоху готики его только начали строить. Краеугольный камень заложили в 1377 году. 1543 году работы приостановили – как раз тогда, когда собор уже добрался почти до ста метров.
Неспокойное было время. В религии началась Реформация, которая вылилась в Тридцатилетнию войну, втянувшую в себя почти все страны Европы. Вдобавок состоялось открытие Америки и морского пути в Индию. В результате чего Германия оказалась в стороне от мировой торговли, что привело к её экономическому упадку.
Работы возобновились только 1817 году. Церковь была украшена тремя шпилями.
Долгострой удалось завершить только в 1890-м.
И старались, как видно, не зря. Ульмский собор теперь – самая высокая церковь в мире. И самое высокое здание мира, выстроеное до XX века. Высота главного шпиля – 161 метр.
Посетителям разрешено взбираться по узкой винтовой лестнице на самый верх. Оттуда открывается шикарная панорама на Баварию, а в ясную погоду даже на Альпы.
Нотр-Дам-де-ла-Пэ
Собор в Ямасукро заслуживает внимания по многим причинам. Прежде всего, онрасположен на Африканском континенте, в Кот-д’Ивуар, что уже само по себе удивительно, так как здесь всего 20% христиан. Такие сооружения более характерны для Европы, с ее величественной готикой. Во вторых, Нотр-Дам-де-ла-Пэ входит в число самых высоких церквей мира, и является самым большим собором мира. Еще одной отличительной его чертой является то, что построен он был совсем недавно, если судить по глобальным меркам — в 1989 году. Президент Кот д’Ивуара Феликс Буани выбрал Ямаскуро местом для строительства базилики и одновременно новой столицей страны в 1983 году. Он хотел увековечить своё имя, построив самую большую церковь в мире. Свое изображение в виде витража он поместил рядом с витражным изображением Христа и апостолов. Базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ была построена в период между 1985 и 1989, на ее строительство было потрачено $300 миллионов USD. Строилась церковь по образцусобора Святого Петра в Риме, в итоге превзойдя его по площади. Первый камень был заложен 10 августа 1985 года, а 10 сентября 1990 года собор был освящен Папой Римским Иоанном Павлом II. Как и храм в Риме, базилика в Ямасукро формально собором не является (хотя все ее так называют). По соседству расположен собор Святого Августина, основной храм города, где и находится епископ епархии. Базилика вызвала большие международные противоречия, что не удивительно. Роскошное здание, щедро облицованное итальянским мрамором, построено в центре нищего африканского города, где большинство населения существует за чертой бедности. Из-за строительства базилики государственный долг Кот д’Ивуара увеличился вдвое. Несмотря на это многие жители Ямасукро гордятся своим памятником. Вот такая вот местность окружает собор. Hесмотря на то, что Нотр-Дам-де-ла-Пэ превосходит ватиканский храм и по площади (30 тысяч кв. м.), и по высоте (158 метров), внутреннее пространство вмещает не более 18000человек, а собор св. Петра может вместить в несколько раз больше. Базилика облицована мрамором из Италии, здесь установлено 7 000 квадратных метров современного витражного стекла из Франции. Рядом располагаются два идентичных сооружения, одно из которых служит домом для священника, а второе частной папской виллой. Её сохранили для папских посещений, но посетил он собор лишь однажды. Единственным условием своего участия в освящении храма Иоанн Павел II выдвинул строительство рядом с ним больницы. Ему дали это обещание, и понтифик лично заложил на поле невдалеке от церкви первый камень, который лежит там и по сей день. К сожалению, строительство больницы так и не было начато.
Кельнский собор
В 1880 году завершилось 632-летнее строительство Кельнского собора (Германия) Кельнский собор Святых Петра и Марии – крупнейший собор Германии и один из самых больших соборов в Европе, представляет собой огромную пятинефовую базилику из красноватого камня трахита, площадью около 8500 кв. м. Длина собора 144 метра, ширина трансепта – 83 метра, высота здания до гребня крыши – около 60 метров. На западном фасаде собора расположены две колоссальные башни, увенчанные остроконечными шпилями. Они поднимаются в высоту на 157 метров. Здание имеет снаружи множество опорных пилястр, аркбутанов, фиалов, галерей, сквозных решеток, а его главный портал богато украшен скульптурной пластикой, декоративной резьбой, повторяющимися от яруса к ярусу стрельчатыми арками. Огромный основной зал собора окружен множеством часовен и капелл, а его звездчатые своды поддерживают колонны высотой в 44 метра. Стены, своды, пол собора выложены из серого рейнского камня. Две крутые винтовые лестницы – в 509 ступенек каждая – ведут на колокольни, устроенные в средних ярусах обрамляющих фасад башен. Отсюда, с высоты около 100 метров, открывается великолепная панорама Кельна и окрестностей. Самым большим колоколом Кельнского собора и самым большим “действующим” колоколом в мире является “Петер” – его вес 24 тонны. Он отлит сравнительно недавно – в 1923 году, из металла пушек, захваченных у французов в 1871 году. За ним следует старинный колокол “Претиоза” (“Изысканная”), получивший свое название из-за изумительного по чистоте тона. Отлитый в 1448 году он весит 11 тонн, и в свое время был самым большим в Европе. Своим знаменитым собратьям вторят еще два колокола.
История Кельнского собора восходит к 13 веку – именно тогда было решено построить на месте существовавшего с 9 века и сгоревшего старого собора новый храм. Строительство с самого начала было задумано как нечто грандиозное – горожанам хотелось иметь свой кафедральный собор, подобный великолепным французским храмам, но превосходящий их по размерам и затмевающий их по красоте.
1248 году архиепископ Кельна Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в основание Кельнского собора и с этого времени началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. В 1322 году был освящен хор собора, который уже в годы его создания рассматривался как чудо искусства. Также было завершено строительство портала, и часть пространства была подведена под крышу, так что стало возможным проводить церковные службы. Однако уже в 1450 году прекратились работы на южной башне, которая была доведена до высоты в 59 метров, а затем и вся строительная деятельность была остановлена.
Строительство собора было возобновлено только в 19 веке – в 1842 году король Пруссии Фридрих Вильгельм IV повелел завершить сооружение по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень, а 15 октября 1880 года состоялось празднество в связи с завершением строительства.
Благодаря таланту архитектора Эрнста Фридриха Цвирнера готический дух собора был полностью сохранен – за столетия возведения собора строители не отступили от первоначального плана, а его завершение также велось по оригинальным планам, найденным в 1814 году в Дармштадте. После этого началась внутренняя отделка. Однако в 1906 году одна из 24 декоративных башенок, украшавших башни главного фасада, рухнула. Вскоре обломились и другие декоративные башни – поврежденные места каменной кладки нужно было снова восстанавливать. А после 1945 года пришлось уже устранять повреждения, нанесенные бомбардировками во время второй мировой войны.
Кельнский собор – это не только место проведения церковных служб, но и крупнейший музей, где собраны за долгие столетия богатейшие коллекции картин, скульптур и драгоценностей. В соборе хранятся сокровища, которые просто не возможно все перечислить и дать им оценку. Среди них в первую очередь следует назвать такие памятники средневекового искусства, как ряды скамей в хоре, фрески над ними, главный алтарь, 14 скульптур – Христос, Дева Мария и 12 Апостолов на ограде хора. Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи. Окна Королей а также Библейские окна и окна Святых волхвов, расположенные в галерее хора, в боковой капелле, сохранились с 1280 года.
Руанский собор (Rouen Cathedral) Является резиденцией архиепископа Руана и Нормандии. Собор выполнен полностью в готическом стиле разных периодов истории за исключениемподземной часовни. Черты стиля ранней готики в соборе носит башня Святого Ромэна, выстроенная в XII веке, боковые порталы и часть нефа. Большая часть собора построена в стиле высокой готики: неф, трансепт, хоры, первый этаж, и фонарная башня. Ну и в стиле поздней или пылающей готики были созданы последний этаж башни Святого Ромэна, главный портал и последний этаж фонарной башни. Масляная башня собора была построена в XVI веке. Масло было запрещено к употреблению во время Великого Поста и те люди, которые не желали отказываться от этого продукта, должны были внести денежное пожертвование в размере 6 турских денье каждому священнику собора за получение разрешения. В период с 1876 по 1880 гг. Руанский собор был самым высоким зданием в мире. Некоторые окна собора до сих пор украшены витражами XIII века, ставшими знаменитыми благодаря специфическому голубому цвету, известному как «шартрский голубой». На территории собора погребено сердце Ричарда Львиное Сердце, внутренности великого короля были погребены в церкви замка Шалю-Шаброль в Лимузене. Именно на стенах Шалю-Шаброль Ричард Львиное Сердце и был смертельно ранен арбалетной стрелой в шею. Тело английского короля похоронено рядом с телом его отца в аббатстве Фонтенвро. Каменный саркофаг венчает скульптурное изображение Ричарда, а на боковой стенке саркофага на латыни высечено его имя. На территории Руанского собора также находится могила Роллона (Хрольфа Пешехода или Роберта I), одного из последователей Ричарда, основателя и первого правителя княжества викингов, которое вскоре превратилось в Нормандию. В соборе также некогда находилось черное мраморное надгробие Иоанна Плантагенета. Известного так же как Иоанн Ланкастерский, герцог Бедфорд, именно он согласно легенде считается убийцей Жанны д’Арк. После смерти Жанны на костре герцог сделался каноников собора. Его первоначальная могила была разрушена кальвинистами в XVI веке, теперь о месте упокоения Иоанна Ланкастерского свидетельствует табличка. Кальвинисты разрушили значительную часть мебели, могил и витражей в ходе религиозных войн XVI века. В XVIII веке французское правительство национализировало собор, после чего успешно продало часть статуй, для того, чтобы выручить деньги, кованые заборы часовен были переплавлены в целях изготовления ружей. Первый раз собор подвергся авиа атаке в апреле 1944 г., тогда на него было сброшено 7 бомб. Одна из бомб чудом не задела несущую колонну Фонарной башни, но повредила южную часть трансепта и разрушила два витражных окна-розы. В ходе второй бомбардировки в июне 1944 г. была полностью сожжена самая старая северная башня. Во время пожара колокола плавились, оставляя заметные следы на полу. В 1999 г. во время сильного шквала обитая медью деревянная башня весом в 26 тонн упала на церковь и повредила хоры.
Собор Святого Николая
Готическая церковь Святого Николая – одна из пяти Лютеранских церквей города Гамбурга. Сегодня она находится в руинах и является как мемориалом и достопримечательностью города. Не надо путать с церковью Святого Николая в районе Харветхуд. Церковь была самым высоким зданием в мире с 1874 по 1876 годы и остается вторым самым высоким зданием в Гамбурге. Сегодняшний вид церковь имеет после бомбардировки Гамбурга во время Второй Мировой Войны, а также последующего разрушения в 1951 году. В 1990 году были предприняты реставрационные работы. Был основан фонд «Спасение церкви святого Николая» который отвечает за реставрацию церкви и собирает пожертвования в ее пользу. Первая постройка церкви Святого Николая относится к 11-му веку. Деревянная церковь была тогда второй в городе после Гамбургского Собора. В 1335 году, за несколько лет до Черной Смерти, была начата постройка каменной церкви. Здание было построено в Северогерманском Готическом стиле и имело три нефа. Здание простояло вплоть до 19-го века, претерпев различные изменения, расширения и разрушения. Башня церкви построенная в 1517 году была сожжена в 1589 году. Затем башня была восстановлена в 1644 году. Последняя башня старой церкви святого Николая была спроектирована Питером Маквардом. Башня Макварда имела122 метра в высоту и возвышалась над городом блестя в лучах солнца. С 1846 по 27 сентября 1863 была построена ныняшняя церковь. 28 июля 1943 года церковь была частично разрушена после воздушной атаки. В 1987 году фонд церкви начал реставрационные работы. В 1993 году на церкви установлено было установлен 51 колокол в память. В 2005 году, 1 сенября был запущен лифт подымающий поситителей на самый верх церкви, на платформу под шпилем с которой открывается великолепный вид на город Гамбург.
Страсбургский собор (Strasbourg Cathedral)
Девы Марии входит в число самых красивых готических соборов Европы. Собор располагается на месте римского храма, некогда выстроенного на невысоком холме. Первый вариант церкви стали возводить в 1015 году по инициативе епископа Вернера Габсбургского, но пожар уничтожил большую часть оригинальной романской постройки. Ко времени, когда собор был реконструирован после пожара (а случилось это в конце XII века) и был отделан в этот раз красноватыми камнями, привезенными с соседних гор. К этому времени готический стиль в архитектуре достиг Эльзаса и будущий собор начал активно приобретать готические черты. Воплощение первого проекта собора Эльзаса было передано в руки ремесленников, преуспевших в создании готических шедевров. Изначально строительство собора финансировалось местным епископом, после его смерти расходы на строительные работы взяла на себя буржуазия. Но даже средств властьимущих оказалось мало, вследствие чего горожане приняли решение жертвовать денежные средства на строительство собора. В 1284 году организатором всей сложной процедуры был избран Эрвин фон Штайнбах (Штайнбах и сам хотел пожертвовать деньги на строительство храма, но поскольку за душой у него ничего не было, он отдал свою лошадь). Именно Штайнбах придумал и спроектировал величественны западный фронтон собора и главный вход. На момент смерти Эрвина строительство собора прогрессировало, уже появилось огромное витражное окно-роза и высокая башня. В 1399 г. Ульрих фон Энсинген, создатель собора в Ульме, занялся строительством восьмиугольного основания для шпиля, которое было завершено Йоганном Хультцем из Кельна. Этот соборный шпиль вскоре станет узнаваемым символом Страсбурга. На протяжении последующих четырех веков благодаря высоте своей башни (142 метра) Страсбургский собор считался самым высоким зданием мира. Более того, уникальность собора заключалась еще и в том, что это был единственный готический собор, оснащенный всего одной башней. В 1521 г. в ходе Реформации, собор превратился в протестантскую церковь. После того, как в 1681 г. Страсбург вошел в состав Франции, собор был возвращен католикам и посвящен Деве Марии (двойной вход в собор и южный трансепт украшены двумя рельефами, изображающими ее успение и последующую коронацию на небесах).
Собор вносит значительный вклад в историю готической скульптуры. Фасад южного траверса украшен знаменитым рельефом Церковь и Синагога, созданного теми же ремесленниками, кто создал колонну Ангелов, расположенную внутри собора. Тогда как предыдущие фасады перед строительством тщательным образом прорисовывали, один из фасадов все же был создан без таких сложностей. Статуи, датируемые XIII-XV вв. располагаются над тройным порталом готического фасада, они изображают Пророков, Волхвов, Пороки и Добродетели. Внутри особого внимания заслуживают готическая купель, выполненная Дотцингером в 1453 году, соборная кафедра украшенная многочисленными скульптурами работы Ганса Хаммера 1485 г., изображение Масличной горы в северном трансепте работы Николя Редера и портал Святого Лаврентия. Собор обладает и множественными другими сокровищами: витражные окна XII-XIV веков, алтарь Святого Панкратия, гобелены XVII века и, наконец, одна из самых знаменитых достопримечательностей собора, астрономические часы, установленные в оригинальном корпусе XVII века, украшенном Тобиасом Штиммером и использующие механизм, разработанный Швильге. Слева от часов находятся фрески XV века. Орган появился в соборе в 1260 г. Помимо органа в страсбургском соборе находились еще два инструмента созданные и модифицированные соответственно в 1291 и 1327 гг. Самая старая из сохранившихся секций органа датируется 1385 годом. В то же время в соборе появилось и птичье гнездо; гнездо было создано из меха и перьев, оно свешивается со стены от статуи Самсона с огромной дубовой ветки. Справа находится подвижная статуя торговца крендельками, которая движениями руки и головы как бы подчеркивала речь священнослужителя, прятавшегося на хорах, во время празднования Троицына дня. В левой части тоже можно увидеть подвижные статуи: здесь двигается рука королевского глашатая и львиная пасть. Знаменитая соборная башня была почти до основания разрушена атеистами в ходе французской революции, но один из местных кузнецов придумал замечательную схему создания металлического колпака, защитившего башню. Падения бомб в 1870 и 1944 вызвали повреждения в соборе, но после реконструкции и замены отсутствующих статуй, собору вернули его первоначальный облик.
Базилика Пресвятой Марии Богородицы Лихенской
Базилика Пресвятой Марии Богородицы Лихенской (Польша), высота 141,5 м. Эту самую большую базилику Польши спроектировала польский архитектор Барбара Бьелецка. Храм строился с 1994 по 2004 годы на пожертвования верующих.
Собор Святого Стефана
История этого замечательнейшего памятника австрийской поздней готики изобилует драматическими событиями. Первая церковь была заложена в 1137 году маркграфом Леопольдом IV и епископом Пассау Регинмаром. Строительство церкви в романском стиле продолжалось 10 лет. Позднее она была расширена к западу. Но в 1258 году церковь почти полностью сгорела – сохранилась только западная стена с порталом и двумя башнями. Позднее они были перестроены в готическом стиле.
В 1263 году на месте пожарища построили вторую церковь, и тоже в романском стиле. 23 апреля состоялось ее освящение – этот день празднуется и в наши дни. А в первой половине XIV века, во времена правления Альберта I и Альберта II с востока к церкви пристроили трехнефные Альбертовы хоры. Один из нефтов – северный – был посвящен Деве Марии, средний – св. Стефану и всем святым; южный нефт был посвящен двенадцати апостолам. Хоры, поглотившие трансепт второй церкви, сохранились по сей день.
7 апреля 1359 года на месте современной южной башни Рудольфом IV был заложен первый камень новой, готической церкви. Для строительства южной башни потребовалось почти 100 лет. В 1450 году начали строить северную башню, но она так и осталась недостроенной.
Долгое время церковь св. Стефана была на положении приходского храма. Все попытки маркграфов Австрии учредить в Вене епископскую кафедру наталкивались на сопротивление тогдашних духовных владык Австрии – епископов Пассау. И только благодаря усилиям императора Фридриха III в 1469 году церковь св. Стефана стала кафедральным собором. Через двадцать лет внутри собора Вильгельмом Поллингером были установлены уникальные резные хоры, а в 1513 году появился орган.
Во второй половине XVII века интерьеры собора, повинуясь новым веяниям времени, были переработаны в стиле барокко: был установлен новый барочный алтарь работы Йоганна Якоба и Тобиаса Покка, два боковых алтаря и написаны два образа Девы Марии. И, наконец, в 1722 году после изгнания турок из-под Вены собор получил статус архиепископского.
Очередному разрушению собор св. Стефана подвергся в 1945 году во время освобождения Вены от гитлеровских оккупантов. От возникшего пожара были полностью уничтожены интерьеры, но кафедры и ценнейшие реликты, к счастью, сохранились. Собор трудом добровольцев удалось восстановить только к 1960 году. А в 80-е годы началась полномасштабная реконструкция, продолжающаяся и поныне.
Церковь Святого Петра
Старейшая приходская церковь Гамбурга, расположенная на самом высоком месте старого города. К сожалению не сохранилось точных сведений, когда она былапостроена. Известно лишь, что в 1195 году она впервые упоминается в исторических источниках как рыночная церковь. После пожара в 1842 году на ее месте была построена церковь из красного кирпича полностью повторяющая облик прежней церкви. С тех пор фасад здания церкви практически не изменился, поскольку во время бомбежек Второй мировой войны она сильно не пострадала. Можно подняться на 123 м башню церкви, откуда открывается прекрасный вид на старый город Гамбурга и его окрестности.
Собор Святого Михаила
Основных протестантско-евангелических церквей в Гамбруге 5, Церковь Св. Михаила относится к одной из них и является символом города. Местные жители любовно называют церковь “Михель”. Величественная башня храма, возвышающаяся на 132 м., видна из всех концов города. Во время, свободное от служб, церковь открыта для посещений туристов. Эту церковь не миновали пожары, молнии и войны. Во время Второй Мировой войны Церковь Св. Михаила была разрушена до основания, восстановить удалось всё, кроме большого органа, на котором когда-то играл сын Баха. Орган заменили, но похвастаться самым большим органом в стране церковь уже не может. Зато на её башне находятся самые большие часы в Германии. Длина стрелок часов достигает 4,91 м. и 3,65 м. весят они 130 кг. Стрелки располагаются на циферблате диаметром 8 м. На башенно колокольне есть смотровая площадка, и с высоты 100 м. открывается потрясающий вид на город. Когда-то колокольня выполняла роль маяка, хоть и не горела – моряки заходящих в порт Гамбурга судов ориентировались по ней. Здание церкви – третье по счету со времени его основания, первая реконструкция проводилась в 1786 г., остальные две – в XX в., после пожара 1906 г. и после войны. Последняя реконструкция церкви производилась по чертежам архитекторов XVIII в. Эрнста Сонина и Иоганна Прея.
Источник новости