Все самое интересное в нашем мире

самый глубокий карьер в мире

Карьер Бингхам Каньон (The Bingham Canyon Mine) - самый крупный в мире открытый рудник, он занимает площадь 7.7 кв.км, и имеет более 4 км. в диаметре и 1,2 км глубиной. Расположен примерно в 30 км. на юго-запад от Солт-Лейк-Сити, Юта, США (Salt Lake City, Utah).
Впервые полезные ископаемые были разведаны здесь в 1850 году, но только в 1863 году был реально оценён промышленный потенциал месторождения. Изначально добыча велась медленно из-за неудобного рельефа местности. Но когда в 1873 году сюда была проложена железная дорога, добыча значительно возросла. Однако карьер всё ещё оставался небольшим до 1898, когда Самюэль Ньюхауз и Томас Уэйр сформировали Бостонскую Консалидированую Добывающую Компанию (Boston Consolidated Mining Company), намериваясь увеличить добычу меди в разы.


Более значительное развитие месторождение получило в 1903 году, когда Даниэль Джеклинг и Энос Уолл образовали Utah Copper Company. Они построили прямо на месте добычи производство по обработке руды, которое произвело настоящую революцию в горнодобывающей отрасли и стало образцом для более поздних разработок месторождений во всём мире. Позднее обе эти компании объединились и были выкуплены корпорацией Kennecott (Аляска) в 1936 году.

В 20-е годы Бингхэм Каньон был похож на улей. Более 15000 человек различной национальности жили в ущелье, строя своё жильё на крутых склонах. Однако с развитием техники численность населения стремительно сокращалось.

На сегодняшний день на разработке карьера занято более 1400 работников. Ежедневно выбирается до 450,000 тон породы. На производстве работают электрические одноковшовые экскаваторы, каждый из которых выбирает за один раз 90-100 тон породы. Руда вывозится парком из 64-ех грузовиков, каждый из которых перевозит до 250 тонн руды.В Бингхам Каньон разрабатывают вкраплённую медную руду. Добычу открытым способом планирую завершить к 2013 г.



Мраморный карьер Рускеала

Недалеко от города Сортавала (Карелия) около деревни Рускеала расположены живописные мраморные карьеры. Сейчас лишь часть карьеров используется для промышленной добычи мрамора, а часть – заброшена и затоплена. Однако карельская природа и деятельность человека придали этим местам своеобразие, живописность, что несомненно, привлекает в эти места туристов. Один из заброшенных карьеров представляет сейчас музей под открытым небом. Он специально приспособлен для посещения туристами – оборудована ограждениями тропа для экскурсий, организован прокат лодок.

«Горный парк Рускеала», созданный в 2005 году, становится все более популярным местом для изучения индустриальной истории живописного карельского края.

Именно здесь долгое время добывался мрамор для соборов и дворцов Санкт-Петербурга и других городов.

Самые первые разработчики Рускеальских залежей мрамора – шведы. В конце XVII века ресурсы карьер использовались для строительство местных зданий, для жжения строительной извести. С окончанием Северной войны фельдмаршал князь Бутурлин, получивший от Петра земли местного церковного прихода, поселил здесь крестьян из центральных районов России. Однако разработка карьер не велась до 1769 года. Именно тогда Екатериной II был подписан специальный указ, положивший начало возобновлению работ. Столице нужен был мрамор для строительства соборов и дворцов. Русеальский мрамор использовался при сооружении Исаакиевского собора, изготовлении наличников окон Мраморного дворца, облицовке южного фасада Михайловского замка, оконных досок зимнего дворца, сооружении постамента памятнику Петру перед Михайловским замком, Орловских ворот, фризы Екатерининского дворца.

В 1840 гг. добыча Рускеальских мраморов для Петербурга практически прекратилась с окончанием строительства Исаакиевского. Государственные заказы закончились. Если работы и велись, то, в – основном, не для декоративно-облицовочных целей, а для жжения строительной извести, которая применялась как стройматериал.
Добыча мрамора в подземных и открытых выработках в последней трети XIX – первой трети ХХ веков велась буровзрывным способом. В забоях делали шпуры диаметром 30 – 35 мм, глубинной 1 – 3 м, наполняли их порохом и взрывали. Огромный каменный блок при этом полностью разваливался на куски различных размеров. В 30 –е годы XX века стал использоваться перфораторный метод, при котором применяется сжатый воздух, нагнетаемый в перфоратор паровой машиной.

Любопытно, что подземные выработки проходили практически без крепления сводов и стен, что объяснялось низкой трещиноватостью и устойчивостью пород к обрушению.

Цвет рускеальского мрамора варьируется от темно-серого и черного до снежно-белого, иногда с зеленоватыми полосками.

Экскурсовод музея под открытым небом рассказала, что в годы Великой Отечественной войны этим районом управляли финны, и когда они уходили, то взорвали часть карьеров. По версии исследователей, именно это стало впоследствии причиной постепенного затопления карьеров грунтовыми водами, что привело к закрытию в 50 – е годы карьера для добычи. Сейчас вся документация по затопленному карьеру у финнов. Не отдают. Как стало известно, они недавно попросили его в аренду, сказали, что знают, как воду откачать. Финнам карьер не дали, его теперь 49 лет будет арендовать фирма, которая устроила здесь музейный объект.

На соседних карьерах до сих пор ведется промышленная разработка. В 1973 – 1985 гг. в Рускеальских выработках добывали декоративно- облицовочный камень, который после обработки на Кондопожском камнеобрабатывающем заводе разошелся по многим городам СССР. Так, в Санкт – Петербурге Рускеальский серовато-зеленый и светло-серый мрамор Рускеалы пошел на украшение подземных залов станции метро «Приморская» и «Ладожская». Впоследствии блочный карьер навсегда закрыли в связи с трещинами, которые образовались из-за взрывов (со второй половины XIX в. до 1970 гг.). После закрытия блочного карьера Рускеальский завод продолжал поставку щебня, извести и мраморной крошки в различные районы страны. Сейчас действует мраморный завод «Рускеала-2», который был построен в советские времена после окончательного закрытия работ «Рускеала-1».

«Горный парк Рускеала» предлагает для туристов как водный маршрут экскурсии, так и наземный. Наземный путь ограничен проложенной вокруг карьера туристической тропой. Водная экскурсия более легкая и увлекательная. На лодке туристы объезжают карьер, близко рассматривая выходы штреков. Дайверами ведется изучение затопленных штреков карьер, исследование дня.

Красота, созданная совместными усилиями природы и человека, поражает воображение. Рускеальские карьеры - одно из самых красивых мест Карелии.

Но не все карьеры в России так выглядят. Есть целый ряд крупных карьеров, правда они не вошли всостав семи крупнейших, но они поражают своей техногенностью. К таким карьерам можно, например отнести один из карьеров на территории Курской
магнитной аномалии, карьер Михайловского ГОКа.

Карьер Удачный
Карьер Удачный — место добычи алмазов на севере Якутии. Расположен в 20 километрах от северного полярного круга, в Далдын-Алакитском кимберлитовом поле. Носит титул самого большого алмазного карьера в мире.

Трубка была открыта 1955 году Щукиным В. Н. в рамках поисковых работ Амакинской геолого-разведочной экспедиции.

Позднее для промышленной добычи алмазов неподалёку был построен посёлок (ныне - город) Удачный и горно-обогатительный комбинат.

Карьер Удачный состоит из двух прилегающих трубок — Восточной и Западной. Обе они высокоалмазоносны, но несколько различаются по содержанию алмазов.





Карьер Удачный примечателен во многих отношениях. Это крупнейшее по объемам сырья и размерам рудного тела месторождение алмазов в России. В нём было добыто множество крупных камней, в том числе и кристаллы, ныне находящиеся в Алмазном Фонде. Другая примечательная особенность трубки — присутствие в ней очень слабо изменённых автометасоматозом кимберлитов и глубинных ксенолитов, в том числе и алмазоносных. Поэтому карьер стал местом постоянных экспедиций учёных, занимающихся изучением глубинных пород.

Трубка отрабатывается открытым способом с 1982 года. На сегодня карьер достиг отметки 585 метров и стал одним из крупнейших карьеров в мире. Он приблизился к проектной глубине, ниже которой добыча руды возможна только подземными горными выработками. Рудное тело разделилось на два рукава, запасов руды осталось относительно немного — месторождение по большей части отработано.

На сегодняшний день осуществляется строительство подземного рудника с целью дальнейшей отработки этого уникального месторождения.
Карьер Удачный

Его хорошо видно на снимках из космоса.
На его фоне египетские пирамиды и Великая китайская стена – так, точки-ниточки на шкуре планеты. Даже на мониторе компьютера он впечатляет и поражает.

ПУТЬ ПО КРАЮ. Рыкнув на перегазовке 12-цилиндровой глоткой, самосвал Caterpillar 785B ныряет в карьер. От поверхности до дна напрямик – 570 метров. По спиральной дороге – около 10 километров. Подскакивая на кочках, здоровенная махина бодро чешет на спуск по технологической трассе (ее называют «берма») всего в двух шагах от пропасти. Езда – как в военном конвое: один глаз на дорогу, второй – на борта карьера. Чтобы вовремя заметить оползень или летящий сверху в кабину шальной булыжник. Конечно, тут следят за состоянием склонов, но лучше быть начеку, здесь не бульвар для праздных прогулок. На место прибываем быстро. Выкатываемся на погрузочную площадку, и тут водитель показывает куда-то вперед: – Пламя видишь? Это наш Вечный огонь! Вглядываюсь. И правда, – огонь! Крохотный костерок горит прямо посреди карьера, и огромные самосвалы бережно объезжают его стороной. Хватаю фотоаппарат и бегу к лестнице на спуск. – К стенам близко не подходи и в лужи не наступай! – летит мне в спину предупреждение. Про стены понятно, но лужи-то здесь при чем?

НА ДНЕ ТИШИНА. Полкилометра тишины. Едва ты ступаешь на дно, тебя словно окутывает ватное одеяло. Ветер и звуки сверху сюда не долетают – слишком далеко. Сырой и плотный, как в подвале, воздух глотает любые шумы: урчащего на холостых оборотах дизеля самосвала в десятке шагов уже почти не слышно. Иду на пламя. Оказывается, это выгорает метан. Здесь он понемногу, но постоянно идет из пластов. Чтобы карьер не заполнялся взрывоопасной смесью, газ поджигают в местах его выхода на поверхность. Вот уж точно: спонсор Вечного огня – «Газпром».

Кроме метана здесь еще есть минерализованная вода, постоянно сочащаяся из водоносных горизонтов. Нет, это не та безобидная и полезная минералочка в бутылочке, о которой подумали вы и один местный геолог… царствие ему небесное. Грунтовая вода в карьере «Удачный» – это половина таблицы Менделеева пополам с растворенным метаном и минерализацией на уровне 397 г/л. Это не вода, это – рассол. Из-за него усиленно ржавеет металл машин и оборудования. Он упорно не замерзает, а лишь густеет даже при 50-градусных морозах. И отлично портит обувь, которая буквально усыхает после пары «водных процедур»! А еще здесь, всего в 12-ти километрах от Полярного круга, вечная мерзлота, зима по 8 месяцев и резко континентальный климат, когда морозит до –65°С, а летом печет под +40°С. В общем, места тут красивые, но не слишком гостеприимные для человека. Да и «железным коням» здесь тоже ой как не сладко.

Хотя производителям, скорее, это на руку. Ведь Крайний Север с его карьерами и свирепым климатом – отличный испытательный полигон!

ТЕРРИТОРИЯ ГИГАНТОВ. «Удачный» на своем веку каких только машин не повидал! Сначала были МАЗ-525 и БелАЗ-530. В конце 70-х на испытания пригнали новые дизель-электрические БелАЗы на 75 и 110 т. Машины были «сырые» и работали на голом энтузиазме тех, кто на них ездил. Рассказывают, что у хорошего экипажа машина ходила 2 недели, потом шла в ремонт. Технику чинили под открытым небом, в 50-градусные морозы. Железо грели паяльными лампами, себя – кострами у машин. В 79–80 гг. в «Удачный» пришла первая в Союзе партия из тридцати 120-тонных японских дизель-электрических самосвалов Komatsu HD1200. После МАЗов-БелАЗов эта техника произвела потрясающее впечатление на наших неизбалованных водителей. Были случаи, когда ради перевода на «японца» водители сознательно гробили отечественные машины.

Эра 136-тонных самосвалов Caterpillar серии 785В началась в «Удачном» с 90-х. Они быстро вытеснили из каьрера и «белорусов», и «японцев». Komatsu и БелАЗы – дизель-электрические машины, способные работать только в карьерах глубиной не более 300-350 м. Если карьер глубже и подъемы круче (а в «Удачном» к началу 90-х было и первое, и второе), тяговые электромоторы начинают перегреваться, и самосвал уже не может выехать со дна карьера без промежуточных остановок для охлаждения двигателей. Caterpillar же до сих пор оснащает свои карьерные самосвалы привычным и надежным гидромеханическим «автоматом», с которым груженый под завязку самосвал ходом вылезает с любой глубины и по более крутым подъемам.

САТ 785В – это сооружение высотой 5,7 м, длиной 11 м и весом около 85 т. Но нагружающий его экскаватор ЭКГ еще больше! Когда этот электрический монстр высыпает руду в кузов, с содрогающегося всем корпусом самосвала аж грязь осыпается. Шесть-семь огромных ковшей – и погрузка окончена. Система учета загрузки на самосвале бесстрастно показывает: в кузове – 122 тонны породы. Груженая машина плавно берет с места и начинается восхождение. Вползаем на горб первого крутого подъема, 6-ступенчатый «автомат» переключается на вторую, потом на первую… Мало! «Автомат» подтыкает блокировку гидротрансформатора, скорость падает где-то до 8 км/ч и САТ, сосредоточенно сопя мотором, упрямо лезет наверх.

Подъем кончается, короткий прямик, разгон до 4-й передачи, потом опять подъем, и опять коробка начинает переключаться вниз. И так – до самого верха карьера. Круглые сутки. Круглый год. Вверх-вниз, вверх-вниз. Средний пробег самосвалов за год – 120 тыс. км. Количество вывезенных за это время тонн и кубометров – миллионы. Нагрузки на технику – сумасшедшие. Пробег на некоторых машинах уже под миллион, но «американцы», возраст которых в основном уже за 10 лет, упорно держатся. Правда, дело не только в крепком железе, но и в том, что каждые 300–350 тыс. км здесь проводят так называемое «планово-предупредительное» ТО, меняя изношенные агрегаты и не докатывая грузовик до полного изнеможения. Бывают у гигантов и редкие «внеплановые» передышки. Например, когда морозы заваливают под 50 градусов и ниже. Металл в такую стужу становится хрупким, как стекло, поэтому работы в карьере прекращаются и грузовики отстаиваются на площадках, молотя дизелями и ожидая «потепления» хотя бы до минус сорока…

При Союзе сюда ехали за романтикой. И за «длинным» северным рублем. Но времена изменились. Сейчас средняя зарплата по предприятиям «Алросы» составляет 42–49 тыс. руб., водители самосвалов получают чуть больше – 50–60 тыс. Приемлемо для материка, но не для Севера, где все привозное и цены выше, чем даже в Москве. Как вам 92-й бензин по 35–38 руб. за литр? И так здесь почти во всем. Молодежь сюда едет все меньше, понимая, что те же деньги можно заработать на Большой земле и в куда более комфортных условиях: без лютых морозов, полярной ночи и вахт по две недели среди бескрайней тайги, где один транспорт – вертолет. Да и местные жители потихоньку уезжают. За три дня в «Удачном» я наблюдал проводы двух семей, а на следующий год, поговаривают, для вывоза вещей на материк «удачнинцы» заказали несколько сотен контейнеров. В «Алросе» это, конечно, знают и стараются привлекать на работу и коренное население края. Кто-то должен давать стране алмазы: в этих краях только разведанных запасов на 40 лет…








Карьер Мир

Карьер Мир - один из самых больших алмазных карьеров (шахта открытого типа по добыче алмазов), находится в Якутии в городе Мирный. Этот город Алмазная столица Россси, город, где добывается четверть всех алмазов на планете. Карьер Мир - один из глубочайших в мире. Верхний диаметр 1200м, нижний 50м, глубина 515м, длинна спиральной дороги 7.5км.

Над карьером, где добывают якутские алмазы, не летают вертолеты: воронка глубиной в пятьсот метров и шириной больше километра засасывает в себя летательные аппараты из космоса. Именно здесь 45 лет назад впервые в нашей стране началась промышленная добыча алмазов, которые во всем мире признаны эталоном качества и красоты. Двумя годами позже в этом месте был заложен карьер и вырос рабочий поселок - Мирный.
В якутском фольклоре есть сказание о том, что однажды, пролетая в зимнюю стужу над Якутией, бог обморозил руку и выронил мешок с драгоценными камнями. Они рассыпались по горам, долинам рек и тундре. Но долгое время золото и алмазы, которыми так богата Якутия, оставались недоступны. И неудивительно: в Якутии находится полюс холода Северного полушария (место, где зимой температура достигает минус 70 градусов). Но в 50-х годах прошлого века Якутия раскрыла человеку уникальный алмазный тайник, преобразованный несколькими поколениями алмазодобытчиков в гигантский карьер. 13 июня 1955 года геологи Амакинской разведочной экспедиции обнаружили на западе Якутии, у устья реки Ирелях, кимберлиты - алмазосодержащие породы. "Закурили трубку мира, - сообщал в своей знаменитой радиограмме иркутский геолог Юрий Хабардин. - Табак отличный". Найденная кимберлитовая трубка с тех пор получила простое и незатейливое название - "Мир".

Начало тотальной добыче алмазов в Якутии положила "холодная война". В то время в Советском Союзе резко возросла потребность в стратегическом сырье. На его закупку за рубежом стране требовались средства, которые можно было получить от продажи драгоценных камней, уже получивших известность на мировом рынке. Однако ничтожные россыпи драгоценного камня на Урале не могли удовлетворить запросы советского правительства . Некоторые же советские ученые не переставали утверждать: есть признаки, указывающие на наличие залежей алмазов в якутской земле.

Результаты оценки трубки Мир оказались самыми положительными. Общее содержание алмазов в Мире и некоторых других трубках Якутии было в десятки раз выше, чем в самых богатых трубках Африки. Необычно велико оказалось и количество ювелирных алмазов. Один из ведущих мировых специалистов по алмазным месторождениям - канадца Роджер Митчелл на вопрос о лучших сказал: "по внешнему виду и по сиянию алмазы Якутии сразу можно отличить от всех алмазов мира". они самые лучшие.
Крупнейший из найденных в России - алмаз «XXVI съезд КПСС», найден в трубке «Мир» в 1979 г.; масса его 340 кар. В 2003 году были найдены черный 700-каратный алмаз; драгоценный камень табачного цвета в 232,7 карата, а также лимонный октаэдр идеальной формы в 301,55 карата.

К 2001 году "Мир" стал слишком глубок и опасен для рабочих. Добычу алмазов открытым способом было решено прекратить. Сегодня она ведется шахтным методом. Сам же карьер теперь преобразован в местную достопримечательность. Над ним установлены смотровая площадка и памятный знак.
В 2001 году прогремел последний взрыв в истории карьера "Мир". 41 тысяча тонн взрывчатки, 100 тысяч тонн алмазной руды. После этого кратер законсервировали для открытой добычи.
Сейчас на его дне стоят шахты, которые уходят еще глубже вниз.

Big Hole – “Большая дыра”
Big Hole, предшественница “Мира”, – вторая по величине кимберлитовая трубка, являвшаяся, как считают, жерлом вулкана 70–130 миллионов лет назад, находится в Африке, в ЮАР. Она же – величайшая рукотворная дыра на Земле. Размеры шахты, занимающей площадь в 15 га, составляют 1,6 км в окружности. Дно дыры расположено где-то на глубине 400 метров, но от него ответвляются шахты, которые уводят дальше, в недра земли, на глубину до 1200 метров.


За период ее эксплуатации на поверхность было извлечено свыше 22 миллионов тонн породы и добыто... Почти 50 лет (с 1866 до 1914 года) около 50 000 шахтёров вручную, используя только лопаты и кирки, вырыли эту шахту, разработав при этом 2,722 тонн (!) алмазов (14,5 млн. карат). В настоящее время месторождение алмазов исчерпано.

Именно здесь берет свое начало новейшая история алмазов - после нескольких счастливых находок первых старателей в 1869 году. Даже название свое – “кимберлитовая”, трубка взрыва получила от африканского города Кимберли, превратившегося в мегаполис благодаря “Большой дыре”, разработки которой начались в 1871 году.
Толпы пришлого люда стекались в этот регион, они перекапывали берега рек и перебирали грунт в поисках сокровищ. До 30 тысяч старателей одновременно трудились здесь день и ночь, промывая в взбаламученных водах голубоватую алмазоносную породу.

На рубеже веков Кимберли стал алмазной столицей мира. Считается, что Большая дыра - самый большой карьер, разработанный людьми без применения техники.

Именно в Большой Дыре были найдены такие знаменитые алмазы, как "Де Бирс" (428,5 карата), голубовато-белый "Портер-Родс" (150 карат) и оранжево-желтый "Тиффани" (128,5 карата).

Почти сто лет назад – в 1914 году, разработки в “Большой дыре” были прекращены, но зияющее жерло трубки остается по сей день и теперь служит разве что приманкой для туристов, выполняя роль музея. И... начинает создавать проблемы. В частности, возникла серьезная опасность обрушения не только ее краев, но и проложенных в непосредственной близости от нее дорог.

Дорожные службы ЮАР давно уже запретили проезд в этих местах тяжелого грузового транспорта, а теперь настоятельно рекомендуют и всем прочим водителям избегать проезда по Бултфонтейн-Роад в районе Big Hole.
Власти собираются полностью перекрыть опасный участок дороги. А крупнейшая алмазная компания мира “Де Бирс”, владевшая этой шахтой с 1888

года, не нашла ничего лучшего, как избавиться от нее, выставив на продажу.


Ботанический сад Эдем

В западной части Англии находится полуостров Корнуолл — популярное место отдыха британцев и иностранных туристов. Он привлекателен не только климатом и красотой пейзажей. Это земля преданий о короле Артуре, мифов о друидах, историй о пиратах, контрабандистах и кораблекрушениях.


Так сложилось, что многие достопримечательности Корнуолла определенным образом связаны с водой. Самую западную точку Британии, легендарный Land’s End (конец земли), омывает Атлантический океан. Равнина круто обрывается побережьем, и взору открывается потрясающая морская панорама. Остров-гора St. Michael со средневековым замком на вершине — своего рода аттракцион: каменистая дорога, соединяющая его с материком, обнажается только во время сильного отлива. Пиратскими историями о капитане Дрейке славится крупнейший порт туманного Альбиона город Плимут. Да и Пензанс, последний железнодорожный пункт западного побережья страны, — тоже морской город.


Эдем
Однообразие и скудность растительности прибрежных областей скрашены живописными бухтами и морскими видами, песчаными отмелями и крутыми утесами. Материковая часть Корнуолла очень богата полезными ископаемыми, в частности оловом. Но унылая монотонность здешнего ландшафта совершенно лишена каких-либо досто­примечательностей. Так было до 1999 года, пока правительство Британии в рамках программы "Миллениум" (а заодно и с целью развития этого края) не задумало разбить тут грандиозные ботанические сады, демонстрирующие глобальную связь всего живого и зависимость человека от растительного мира.

Представьте себе довольно глубокий и обширный котлован, оставшийся на месте бывших карьеров. Подобный пейзаж — не редкость для центральной части Корнуолла. Одну из таких открытых выработок для добычи белой глины площадью в 15 гектаров близ городка Сент-Остел (St. Austell) и решили превратить в земной рай. Это одно из самых популярных и посещаемых мест в Англии.


"Пузыри" земли
Добираемся до "Эдема" рано утром. Он только что открылся, а на стоянке для экскурсионных автобусов уже почти не осталось свободных мест. И это притом, что автопоездка из Лондона занимает около пяти-шести часов.
Со смотровой площадки, что находится неподалеку от автобусной остановки, открывается поистине ошеломляющий вид! Внизу, подобно сказочным шатрам, блестя на солнце необычным покрытием, раскинулись гигантские белые пузыри. Не меньшее изумление вызывает и людской поток, стекающий со склона карьера к этим циклопическим сооружениям. Среди туристов — великое множество детей и пожилых людей, в том числе глубоких стариков и старух, которых везут в инвалидных колясках. Позже понимаем, что таков обычный каждодневный контингент посетителей. Ведь если на земле появляется рай и двери его распахнуты для всех, то нужно воспользоваться случаем и успеть побывать в нем при жизни, а уж там как сложится...

Пространство "Эдема" разделено на две так называемые биомы с контролируемым температурным режимом. В биоме меньшего размера воссоздан теплый сухой климат Средиземноморья и Калифорнии. Здесь зреют цитрусовые, виноград и оливки, растут кактусы и радуют глаз плантации цветов (в наш приезд это был разноцветный ковер из тюльпанов всевозможных размеров и расцветок). Каких только названий нет на грядке! И "кровь рыцаря", и "персидская ночь", и "восточный атлас"...

Мы не встретили тут гидов, окруженных экскурсантами. Восприятие райской действительности предполагает неторопливый индивидуальный подход. Поэтому возле каждого растения установлена табличка с по­дробным рассказом о нем, будь то гигантский грейпфрут или ботанический курьез под названием "рука Будды" (на Дальнем Востоке диковинный фрукт используют как украшение в религиозных обрядах). Или "пьяный пригорок", на котором будут расти всевозможные сорта винограда, а пока тут воссоздана весьма наглядная картина первобытного состояния и дикого разгула страстей после поклонения богам виноделия и изрядных возлияний.

По дорожкам "Эдема" колесят и стар и млад. Для путешественников?инвалидов предусмотрено все, начиная с отдельных туалетов и лифтов, специальных пандусов и поручней и заканчивая удобными столами в ресторане.

Все гениальное просто?
Поначалу мы с некоторым недоверием посматривали наверх — совсем незадолго до нашей поездки в Москве произошла трагедия в "Трансвааль-Парке": крыша развлекательного центра в считаные минуты сложилась и погребла под собой десятки людей. Однако техническое решение проекта "Эдем" таково, что исключает подобное. Купола сконструированы не из сплошного полотна, а из соединенных между собой стальных шестиугольных рам, на которые натянута прозрачная фольга. В результате получилось филигранное покрытие сродни паучьей сети или пчелиным сотам. Даже если что?то нарушится в одной или сразу в нескольких частях конструкции, все сооружение не пострадает.

— А что будет, если пленка порвется, предположим, зимой? Как тропические растения выдержат перепад температур? — спросили мы у служителя "Эдема", немолодого мужчины, священнодействовавшего над едва заметными зелеными ростками рядом с буйно плодоносящими апельсиновыми деревцами.

— О, для беспокойства нет повода, по крайней мере, в ближайшую четверть века, — с готовностью откликнулся он. — Двадцать пять лет — таков срок службы этой исключительно прочной фольги! Ну, а к тому времени, — сотрудник улыбнулся, — изобретут новый, более продвинутый материал и постепенно заменят все покрытие.

Потом он с очевидной гордостью сообщил нам о других достоинствах чудо-фольги. Во?первых, ее вес составляет всего один процент от веса стекла, что делает все сооружение легче, чем воздух внутри. "Пузыри" могло бы запросто унести сильным порывом ветра, не будь надежного крепления, а оно — посмотрите — конечно же, есть! Во?вторых, фольга имеет отличную температурную изоляцию и, что чрезвычайно важно для растений, пропускает больше ультрафиолета, нежели стекло.

И наконец, она стоит вдвое дешевле последнего, что, согласитесь, немаловажно при таких масштабах.

Мы не возражали, тем более что размеры конструкции действительно впечатляют. Так, параметры большой биомы составляют 240 метров в длину, 55 — в высоту и 110 — в ширину. Этого вполне достаточно, чтобы вместить лондонский Тауэр.



Земной рай начала XXI века
Повсюду — огромные пальмы всех разновидностей, высота некоторых достигает 30 метров, теплые бамбуковые заросли, причудливые сплетения лиан и диковинных ярких цветов. Ананасы самых внушительных размеров, гроздья бананов и неведомых сочных плодов и орехов. Большие и маленькие водопады, горные ручьи, прозрачные озерца, приятное журчание воды и неустанное пение птиц — вот он, образец земного рая начала XXI века.

Подходим к развилке. Одна из дорожек довольно резко уходит вверх под купол. Возле нее висит предупреждение о том, что тропа ведет в зону жарких и влажных субтропиков. У посетителей есть возможность соразмерить свои желания и физические возможности.

Чинные пенсионеры с рюкзачками за спиной не рискуют подниматься в субтропическую полосу. Они уже вдоволь насладились чудесами ботаники и видами "техасских двориков" в малой биоме. Теперь они удовлетворенно прогуливаются по нижним дорожкам или отдыхают на скамейках среди благоухающего тропического изобилия: посмотри, дорогой, какой огромный кокос висит вон там, прямо как в той рекламе про райское наслаждение! После того как мечты реализованы, все дружно отправляются в ресторан. Здесь просторно и прохладно, меню разнообразно, но обязательно нужно отведать вкусного густого грибного или фасолевого супа. А потом полакомиться традиционными яблочными пирогами (должно быть, начинка в них — из райских яблочек!). К еде полагаются изящные одноразовые ложки-вилки, изготавливаемые в "Эдеме" из специальной древесины (парочку — другую просто необходимо прихватить с собой как сувенир).

А в субтропиках по лабиринтам лесенок и ступеней с радостными воплями носятся дети. То тут то там, уединившись в тенистых кущах, целуются потомки Адама и Евы, совсем не боясь быть изгнанными из рая...

В джунглях можно набрести на показательный "типовой коттедж" с приусадебным участком, на котором растут ананасы, кофе и какао. Неподалеку на стене — образцы примитивной настенной живописи, символизирующей женское начало природы и связь всего живущего на земле.

Увы, время в раю летит еще быстрее, чем за его пределами. Пора прощаться с этим удивительным рукотворным чудом. Совершенно разомлевшие в субтропическом климате, бросаем монетки в самый большой водопад "Эдема". Ведь, побывав в раю, начинаешь понимать: неплохо бы оказаться здесь еще разок...


Карьер Дьявик
Алмазный карьер Дьявик расположен в северной части Невольничьего озера на северо-западе Канады в 300 километрах от города Йеллоунайф. Это совместное владение Harry Winston Diamond Corporation и Diavik Diamond Mines Inc (дочерняя компания группы Рио Тинто).
После обследования территории в 1992 году началось строительство карьера, который начал добычу в Январе 2003 года. Карьер включает в себя 3 кимберлитовые турубки, которые входят в состав кимберлитового поля Лак де Грас (Lac de Gras), находящиеся на одноимённом острове площадью в 20 кв. км. в 220 км. от Северного Полярного круга.
Срок эксплуатации карьера, как ожидается, составит от 16 до 22 лет. Он стал важной частью экономики этого региона, обеспечив работой более 700 человек и ежегодно добывая 8 млн. каратов (1600 кг) алмазов стоимостью в 100 млн. долларов.

Ледяная дорога соединяет карьер с полуторокилометровой гравийной взлётной полосой, которая регулярно принимает Боинг 737. В 2006 году ледяная дорога от Йеллоустоуна до Дьявика и соседних карьеров поздно замёрзла и рано растаяла. Всю оставшуюся многотонную горнодобывающую технику пришлось доставлять по воздуху.

Источник новости