Решил написать несколько слов о Лувре. Может быть, кому-то они придутся вовремя и к месту. Во-первых, когда лучше всего идти в Лувр?.. Собственно, когда вам захочется – тогда и идите. Но есть несколько нюансов. Например, обратите внимание, что выходной день у Лувра не в понедельник, как у большинства музеев, а во вторник. Так что можно смело идти туда в понедельник, когда другие музеи закрыты.
Далее, в четверг и пятницу Лувр работает не до 18.00, а до 22.00. Так что есть возможность посвятить день более активным прогулкам, а во второй половине дня, нагулявшись, доползти до Лувра и неторопливо переползать из зала в зал, отдыхая на диванчиках и изредка спускаясь в кафе. Если же в эти дни вы подойдете к 18.00 или позднее, то еще сэкономите по 3,5 евро с человека – билет вечером стоит 6 евро, а не 9,50, как в дневное время.
Более того, мою сестру, которой еще нет 26 лет, в эти вечерние часы пропустили вообще бесплатно, достаточно было показать российский загранпаспорт. Информация о том, что такое возможно, появилась на экране автомата, когда мы покупали билеты. Это вообще большой плюс французских музеев – как правило (не в 100% случаев, конечно), если там предлагаются возрастные скидки, то для граждан любых стран. Полная противоположность Италии, где все скидки – только членам профсоюза Евросоюза. Правда, когда я залез на сайт музея, посмотреть подробнее про дисконтные билеты, там этих скидок я не нашел.
Ну, и если вы уж совсем хотите сэкономить - то каждое первое воскресенье месяца вход в Лувр вообще бесплатный. Я там не был в этот день, но думаю, давка та еще.
Кстати про давку. Можно ли заранее заказать билет в Лувр и гарантированно избавить себя от очереди? Теоретически можно, но практически реализовано это крайне неудобно. На самом сайте музея купить электронный (или какой-либо иной) билет нельзя. Из раздела «Online tickets» - ссылки на сайты трех организаций, которые продают разные билеты. Все они добавляют к цене билета от 1 до 5 евро, и высылают его вам по почте (от 2 до 10 дней). Вот тут http://www.ticketnet.fr вроде бы перечислен e-ticket в ряду других возможностей, но относится ли это к билетам именно в Лувр – непонятно. Если я что-то упустил – поправьте меня.
Второй вопрос - как лучше всего попасть в Лувр? По опыту рекомендую следующий вариант: доехать до станции Palais-Royale – Musee du Louvre и, не выходя на поверхность, по подземному туннелю идти по указателям «Louvre». Пройдя через металлоискатель, вы внезапно окажетесь в самом подземном сердце Лувра – под стеклянной пирамидой. В июле месяце было дважды проверено – очередь внизу всегда меньше, чем вверху. Оказавшись под пирамидой, найдите ряд желтых билетных автоматов и подходите к ним – там может быть небольшая очередь, но двигается она быстро. Заплатить в автоматах можно и карточкой, и купюрами.
В центре зала под пирамидой большая круглая стойка, где можно взять подробную карту всех этажей, похожую на карту мира. Есть большой магазин с кучей литературы и путеводителями, в том числе представлено несколько вариантов на русском. Мы взяли один из самых дорогих, за 19, что ли, евро, и остались им совершенно недовольны. Как в такой толстой книжке с таким количеством слов и иллюстраций можно так невнятно объяснить про экспозицию музея – я не понимаю. Фактически, это путеводитель не по музею, а по стилям в искусстве, с некоторыми отсылками к имеющимся в музее примерам. Построить свой путь по музею этот ПУТЕводитель не помогает ни разу.
Но тут мы уже переходим к третьему вопросу, самому важному. Зачем идти в Лувр? Тут возможно много вариантов ответов. Первый вариант – для галочки. Я отношусь к нему с пониманием. Стремление поставить галочку в культурной ведомости означает, по крайней мере, наличие таковой, что характерно далеко не для всех соотечественников. Для галочки, пожалуй, достаточно взглянуть на Нику Самофракийскую, пройтись мимо Моны Лизы и... да, пожалуй, этого уже и достаточно.
Второй вариант – вы хотите получить эстетическое наслаждение. В этом случае я особенно рекомендую тщательно подготовиться к встрече с Лувром и заранее спланировать стратегию. Даже если вы прошли хороший тренинг в Эрмитаже, например, вспомните, что Лувр – САМЫЙ большой музей в мире. Попытка идти подряд по всем залам и поглощать все подряд, пока есть силы, приведет к полному несварению вашего эстетического желудка. На сайте Лувра http://www.louvre.fr есть интерактивная карта всех этажей и можно спланировать экскурсию заранее.
На мой взгляд, оптимальных стратегий две. Или выбрать для себя шесть-семь шедевров, которые вы целеустремленно найдете, не обращая внимания на все, что между ними. Или сфокусировать внимание на двух-трех периодах/стилях/школах и каждую исследовать детально, а остальное отложить на будущее.
На закуску - как мы выстроили свой последний визит в Лувр. Сначала мы забежали ненадолго в небольшой раздел, посвященный истории Лувра. Она находит на первом этаже в крыле «Ришелье».
Интересно взглянуть, как за несколько веков из маленького замка вырос огромный дворец, увидеть Лувр фоном на картине случайно заехавшего в Париж фламандца,
посмотреть на многих персонажей, живших в этих стенах, а нам известных (например) по романам Александра Дюма. Вот Анри Четвертый (он славный был король!),
вот Франциск I, пригласивший во Францию Леонардо да Винчи и Бенвенуто Челлини.
Дальше мы пошли в античные залы, но сфокусировались не на греках и римлянах, а на этрусках. В Лувре одна из лучших в мире коллекций предметов искусства этого загадочного народа – в частности, один из двух парных саркофагов, где на крышке изображены обнявшиеся супруги со своими знаменитыми этрусскими улыбками.
Кто не мог рассчитывать на саркофаг, тот мог претендовать на урну с элементами портретного сходства.
Головы с этих урн обладают совершенно потрясающей пластикой – современное искусство, конечно, во многом ближе к ним, чем к греческой классике.
Дальше – «Большая Галерея» (Grand Galerie, первый этаж). Помимо Моны Лизы, в Лувре хранится огромное количество шедевров мастеров Возрождения.
Мы довольно долго стояли перед двумя картинами Андреа Мантеньи, которые в свое время украшали студиоло Изабеллы д’Эсте в Мантуе. Одна из них – «Парнас» - более известна, а парная к ней «Добродетели, изгоняющие пороки» известна меньше. Пороки, надо сказать, жутко изображены – могут присниться.
Ну и под занавес нельзя было не посетить французский раздел – это же все-таки Лувр. Конечно, Буше нет равных в живописной эротике,
но картины Ватто – может быть, самого гениального французского художника, можно рассматривать дольше.
Одна из моих любимых вещей – «Отплытие с острова Кифера». Остров Киферы – это остров Киприды, то есть Афродиты, то есть остров любви. Отплытия, как такового, еще нет, но изображен тот неуловимый миг, когда нужно подниматься, вставать, прощаться, покидать этот остров… очень пронзительная, но светлая эмоция. Катарсис, короче. А разве не за этим мы в итоге идем в Лувр?
Источник новости